МААМ-картинки

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания»

Барсукова Светлана
Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания»

«Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни»

Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться своим опытом работы по теме «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни»

Публикация «Обобщенный педагогический опыт работы „Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания“» размещена в разделах

«Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» - это важный этап в развитии психики ребёнка. Именно в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Понимая, что если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Работая над темой, я пришла к выводу, что активизация восприятия окружающей действительности возможна при включение, малыша в доступные ему виды деятельности, что сенсорное развитие, направленное на формирования полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира.

Необходимое развитие в этот период жизни малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. Изучив работы М. Мантессори, Э. Пилюгиной, журналы «Обруч», журналы «Дошкольное воспитание» и другие, я осознала, что сенсорные игры очень доступны и привлекательны для ребёнка. Они способствуют сохранению его душевного равновесия, дают ощущение психологического комфорта, доставляют радость и удовольствие. В своей группе я постоянно играю с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. Я поняла, что в игре происходит и развитие речи у малышей.

Упражнение мелкой моторики ребёнка влияют на развитие его мозговой функции. Работа З. В. Беляевой подтвердила, что тренировка пальцев рук является тонизирующим фактором для коры больших полушарий мозга. Причём влияние упражнений пальцев рук сказывается, сразу же после их выполнения, но в то же время способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга, мыслительной деятельности. Я сделала вывод о необходимости представления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики рук.

Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям. У ребёнка могут быть серьёзные проблемы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Поэтому перед собой по сенсорному воспитанию я поставила следующие задачи:

- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

- Помогать обследовать малышам предметы, выделяя их цвет, величину, форму (учить сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме, величине; соотносить их друг с другом; прокатывать мячи по лоточку одинаковым с ним окраски, прокатывать мячи через ворота одинаковой с ним окраски, соответствующего размера (большой мяч через высокие ворота, маленький - через низкие, собирать пирамидку из колец одинакового размере, чередуя в определённой последовательности 2 -3 цвета, собирать пирамидку из уменьшающих (увеличивающих) по размеру одноцветных колец.

- Закреплять умение действовать с предметами – орудиями, простейшими мозаиками.

- Упражнять в установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч; парные картинки)

- Учит детей называть свойства предметов (мягкий, тяжёлый, сочный, кислый)

На основе поставленных задач я составила перспективный план, разработала карточки занятий, изготовила дидактический и наглядный материал.

Очень большую работу я провожу по обогащению чувствительного опыта детей в разных видах деятельности. Помогаю им проводить обследования предметов, выделяя их цвет, величину, форму (Д/ и «Большие и маленькие», «Найди середину у цветка», «Матрёшки», «Собери бусы»….)

Остановлюсь на восприятие цвета. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок.

Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Зная о том, что, начиная работу в определение цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения, я обращала внимание детей на два цвета, они вплотную прилегают друг к другу, поэтому ребёнку не сложно обнаружить их одинаковость или не одинаковость. При этом я использовала дидактические игры «Спрячь мышку», «Лото», «Найди палочку», «Круг и квадрат» и т. д. При этом ребёнок может ещё и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый, но увидеть, что цвета одинаковые или что они разные. Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения, я начинала постепенно переходить к задаче выбору по образцу (к настоящему восприятию цвета). Учитывая разную ступень подготовки детей, я начинала с того, что учила детей находить предметы по образцу, предъявленному воспитателем, это в д/ игре «Подбери блюдце по цвету к чашке», «Найди такую же варежку», «Игра с цветными палочками», «Прокати шарик с лоточка» и другие.

Чтобы закрепить знания детей я использовала их знания так же и в повседневной жизни, обращала внимание на цвет одежды:

- Эльмира, какого цвета у тебя колготки?

- Давид, кто сегодня пришёл в красной юбке? и т. д.

Цвет предмета в групповой комнате:

- Марк, какого цвета горшочек?

- Арина, какого цвета круг на твоём стуле? и т. д.

На прогулке:

- Софья, какого цвета одуванчик, трава, листья? и т. д.

Убедившись. Что большинство ребят может узнать цвет по образцу и действовать с ним, я переходила более сложному приёму – показ предмета с названием цвета. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный и синий, синий – жёлтый, жёлтый – зелёный….

Так же проводила занятия с персонажами. Вот, например, д/ игра «Найди пёрышко». От детей требуется различать и называть цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, повторять простые фразы. Вопросы, восклицания. С ними они обращались друг к другу и к петушку:

- Какое пёрышко тебе подарить?

- Очень красивый хвостик! и т. д.

Всё это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один петух был с красивым разноцветным хвостом. Другому пёрышки для хвоста подбирали сами дети.

Параллельно с ознакомлением цвета я вела работу с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов. В этой работе я тоже предусмотрела последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглый – квадратной формой, большой – маленький, затем с более близкими признаками (круглой – овальной) При сравнении предметов по величине использовала различные д. игры. Например, «Нанизывание колец на стержень». Вначале предложила предметы отличающиеся друг от друга по величине. Хадижа выбирала большие колечки, а Вика маленькие. Затем усложнила задание. Арслан-Али подбери уже колечки в определённой последовательности. Процесс сравнения, установления сходства и различия заставлял ребёнка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы.

Большое внимание уделяла для того, чтобы предоставить ребёнку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам учился обращаться с ложкой, вилкой, салфеткой, полотенцем, носовым платком, позволяя ребёнку переливать воду. Пересыпать зерно, многократно расстёгивать и застёгивать одежду, причёсываться, складывать одежду.

В детском саду дети ежедневно упражняются в заботе об окружающей среде. Дети младшего возраста убирают игрушки, с которыми поиграли, поливают цветы с помощью взрослого. Я стараюсь, чтобы все эти умения приходили к ребёнку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми учебном пространстве. Для каждого упражнения я организовала в нашей группе свой учебный материал. (Ребёнок учится пользоваться только своим полотенцем, горшком. Также изготовлены макеты для расстёгивания и застёгивания пуговиц, кнопок. Ребёнок шнурует, успешно пользуется бельевыми прищепками)

Все материалы для упражнений в практической жизни косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики рук ребёнка. Помня о том, что чем лучше будет развита моторика рук ребёнка, тем интенсивнее будет развиваться речь ребёнка, я постоянно держала открытыми ленточный стол и периодически меняла на нём дидактический материал. Также вела в свою работу «пальчиковые гимнастики». Понимая, что движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие на речевые функции, я использовала основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Эти упражнения можно делать как индивидуально, так и с группой детей, на прогулке и в свободное время. Малыши с удовольствием выполняют упражнения по мелкой моторике рук, действуя с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, мозаик. Перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, зерна.

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности будет не полным, если детей не познакомить более подробнее с песком и водой. И поэтому я тоже брала игры «Песок - вода». Эти игры помогают мне в решение одной важнейшей задачи в развитие ребёнка, речь идёт о самостоятельной игре экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природным материалом. Организуя игры с водой и песком, я не только знакомила детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляла элементарные представления о форме, величине, цвета предметов, развивая мелкую моторику рук ребёнка. Малыши любят такие игры. Песок пересыпают из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапывают различные предметы и откапывают их, строят горки дорожки и т. д, а потом разрушают, а потом строят снова. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка - сосредоточится.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Постоянные игры с водой я проводила летом на участке. Здесь ребёнок может сам провести исследования. Он смотрит, что камень тонет в воде - значит, он тяжёлый, а уточка (игрушка из пластика) плавает – значит, она лёгкая. Если в чистую воду насыпать песок, то она станет грязной, мутной. Бывает вода холодная, тёплая и горячая.

Если центр «Песок - вода» расположен в группе, нужно выполнять следующие условия: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и, чтобы дети могли подходить к нему со всех четырёх сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартуками, формочками, различными моющимися игрушками и т. д.

В моей работе по «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» очень ценна помощь родителей. В каждой семье родитель должен находить время для того, чтобы позаниматься с ребёнком дома, это всё доступно: различать предметы по величине, цвете, форме, определить вкусовые качества, различить шумы, муз. инструменты. В процессе общения с родителями возникали вопросы. Я с удовольствием на них отвечала, а если нужно проводила консультации, собрания, мастер класс, также проводила беседы с группой родителей или индивидуально. Предлагала методическую литературу: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию», журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание» и другие. Предлагала также использовать дома: конструктор ЛЕГО, мозаики, игры, сделанные своими руками: «Найди середину у цветка», «Разноцветные бусы», «Квадрат и круг», «Большие и маленькие»…., кубики. Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на развитие детей.

Работая постоянно в этой возрастной группе, могу сказать, что действительно полное формирование полноценного восприятия окружающей действительности проходит в процессе сенсорного воспитания детей, что сенсорное воспитание имеет большое значение в умственном развитии детей. Я думаю, что в дальнейшем я продолжу эту работу.

Авторская работа.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Значение сказки в Социальной адаптации детей к Окружающей действительности». Теоретическая часть ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. (теоретическая часть) «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных.

«Домашние животные». Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Звуки окружающей действительности» Цели: • Учить различать звуки окружающей действительности «Домашние животные»; • Развитие слухового внимания, памяти; • Развитие речи на.

Методический семинар «Формирование сенсорного восприятия с использованием ИКТ» «Формирование сенсорного восприятия у детей с ОВЗ с использованием ИКТ» В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание –.

Обобщенный опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников «Азбука безопасности» 1. Актуальность Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается.

Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».

Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий». ИПМ 1. Сведения об авторе. Жаринова Марина Михайловна Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. Е. В. Евсевьева,.

Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры»Опыт работы «Воспитание ответственного отношения к окружающей среде с использованием компонентов народной культуры» Детство – это время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Опыт работы «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста» Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста. В. А. Костина Музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания»
Опубликовано: 7 июня 2017 в 11:16
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД