Обобщенный педагогический опыт «Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников»

Татьяна Гаврилова
Обобщенный педагогический опыт «Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников»

Обобщенный педагогический опыт «Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников»

Условия формирования опыта

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Все дети любят рисовать. Наблюдения за эффективностью применения различных техник изображения на занятиях художественным творчеством привели меня к выводу о необходимости использования разнообразных аппликативных техник. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать карандашами, красками. Аппликация позволяет быстрее добиться конечного результата и, поэтому, формируют устойчивую мотивацию к художественному творчеству.

Владея разными видами аппликативных техник ребенок получает еще и возможность выбора.

Идея моего опыта – совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью использования разнообразных аппликативных техник изображения на занятиях художественным творчеством.

Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать разнообразные аппликативные техники, разные по фактуре бумагу, соединяя в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования разнообразных аппликативных техник изображения.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Изобразительная деятельность тесно связана с развитием наглядно-образного мышления, с выработкой навыков анализа, сравнения, обобщения и др. Работая над изображением, дошкольники учатся выделять, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой.

Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности в аппликативной технике, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, познавательные способности и др.

В аппликации чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается. В изображении предметов, сказочных героев и др. ребенку необходимо осваивать умение передавать образ изображаемого скупыми живописными средствами, осваивать умение передавать настроение, экспериментируя с цветом. Все это помогает в развитии творческих и интеллектуальных способностей. Новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные

- коммуникативные

- игровые

- педагогические

Свою работу строю на следующих принципах:

- от простого к сложному

- принцип наглядности

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

-связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Новизна опыта.

Аппликативные техники изображения ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их совместное использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Трудоемкость опыта.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов работ в аппликативной технике изображения, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.

Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе развития знаний и умений детей отражать реальный мир на листе бумаги разнообразными способами. Обучение с помощью аппликативных техник изображения происходит в следующих направлениях:

- от изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;

- от применения наиболее простых видов аппликативной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в аппликации одного вида техники к использованию смешанных техник аппликативного изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов аппликативной техники изображения.

Аппликация различается:

- по форме - объемная, плоская

- по цвету - одноцветная, многоцветная

- по тематике – предметная, сюжетная, декоративная

В процессе занятия аппликацией ребенок совершает разнообразные приемы работы с бумагой: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях аппликацией можно научить ребенка думать, творить, фантазировать, мыслить нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Для родителей составляю консультации и беседы. Ребенок всему учится в общении с взрослыми – учиться слушать и думать, развивается речь. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского творчества. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее.

Результативность опыта

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования творчества. У детей возрос интерес к аппликативной технике изображения. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее. Все это важные составляющие процесса обучения и развития.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и приобретение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Достижения детей.

- выставки детей в ДОУ

-участие в городских выставках-конкурсах

-участие в выставках-конкурсах международных на социальном интернет портале

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение аппликативных техник изображения высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети не только приобрели определенные умения и навыки но и совершенствовали свои творческие и интеллектуальные способности.

Публикации по теме:

«Бабочки» (монотипия)«Бабочки» (монотипия) Уважаемые коллеги,я работаю педагогом доп образования по ИЗО в дет саду полтора года, за это время стараюсь сделать свои занятия увлекательными.

«Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Обобщенный педагогический опыт «Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников»
Опубликовано: 19 января 2014 в 23:48
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...