Папки-передвижки

Обогащение словаря в работе с детьми с нарушениями речи

Янна
Обогащение словаря в работе с детьми с нарушениями речи

Развитие лексики в онтогенезе

Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе описано в работах Гвоздева, Ушаковой и Эльконина и другие

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.

Одним из них является предметная неречевая деятельность самого ребенка. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность самих взрослых и их ощущение ребенком. Наибольшая интенсивность развития словаря приходится на период от двух до пяти лет, особенно в третий и четвертый годы жизни.

Публикация «Обогащение словаря в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

При нормальном речевом развитии семантика слов не влияет на образование словоформ. Ребенок, не усвоивший лексико-грамматические значения, делает одинаковые ошибки как в знакомых словах, так и в тех, слышет впервые.

Нарушение лексики у детей с дефектами речи

Изучение проблемы языкового развития детей дошкольного возраста с речевым нарушение связывается с изучением особенностей лексического строя, поскольку слово является центральной единицей языка. При изучении лексики у детей учитывается, что между звуковой формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а только то, которое соотносится с определенным предметом, процессом, качеством или действием и имеет грамматическое оформление. Нарушение одного из перечисленных условий может затруднить процесс называния, обозначения предмета, явления, а, следовательно, и речевую деятельность в целом.

Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с нарушениями речи

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

§ расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности

§ уточнение значений слов;

§ формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов

§ организация семантических полей, лексической системы;

§ активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Выготским, Карповой, Колобовой и др.

Некоторые дидактические игры и задания, направленные на обогащение словаря и развитие ассоциаций,Например игра «Назови лишнее слово»

На формирование антонимии Например игра. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»

На формирование синонимии Например игра Выбрать из трех слов два слова «приятеля»

На уточнение грамматического значения слова Например игра «Назови ласково»

Данные задания и игры помогут детям преодолеть имеющиеся у них нарушения, закрепить навыки словообразования и словоизменения, пополнить словарный запас, будут способствовать актуализации словаря детей. В свою очередь развитие речи поможет детям правильно пользоваться различными средствами языка, правильно строить фразы, более четко формулировать свои мысли.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря в работе с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 20 мая 2020 в 03:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД