Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки спешат на новогодний праздник»

Людмила Ильина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки спешат на новогодний праздник»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

Тема: звуки [с—с'; з—з'] спешат на новогодний праздник.

Цель. Уточнить артикуляцию звуков [с—с'; з—з'], выполняя артикуляционную гимнастику; упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении звукового анализа слова, в произношении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах; работать над лексическим значением слов; ознакомить детей с буквой Сс; упражнять в умении заканчивать начатое взрослым предложение, составлять предложение по образцу.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуки спешат на новогодний праздник“» размещена в разделах

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок, набор игрушек, наборное полотно; карандаши-штампы; вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия:

-Ребята, какой зимний праздник мы ждём с нетерпением? (Новый год)

-Какой же новый год без нарядной ёлки. А помогут ёлочку сделать красивой - наши волшебные пальчики.

1. Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять -

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем елку украшать

Переплести пальцы рук, показать «ёлку»

Бусы, шарики, игрушки

Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный, большой и средний

Дождик, звездочки, хлопушки

Сгибать большой и безымянный, большой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук, распрямив все пальцы

Миллион на ней огней

Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук

Можно приглашать гостей

Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх

Приходили к ёлке

Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой «ёлка»

Зайцы, белки, ёжики

«ушки длинные у зайца», пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки»,пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик»

Новый год встречали

Похлопать в ладоши

И подарков ждали

Соединить ладони, слегка их округлив.

(на магнитной доске появляется ёлка, украшенная дождиком, бусами, шарами)

2. Знакомство с буквой С с.

Педагог знакомит детей с образом буквы. Читает во время показа четверостишие:

Словно «С», повис над ёлкой

Полумесяц ночкой темной.

Свет волшебный с неба льет,

Сказку в гости к нам зовет.

(На магнитной доске над елью прикрепляется месяц)

— А с какими, звуками мы сегодня будем играть, вы уже догадались? (Звуки [с—с'])

3. Встреча с героями праздника.

-Каким гостям в новогодний праздник вы особенно будете рады?

(На магнитной доске появляется дед Мороз и Снегурочка)

-Кто из вас догадался, почему под картинкой дедушки Мороза схема состоит из двух прямоугольников, а под картинкой Снегурочки из одного прямоугольника? (в первой схеме два слова, а во второй - одно слово.)

-Помогите определить, где находится звук [с] в словах Снегурочка и дед Мороз (в слове Снегурочка в начале слова, а в слове дед Мороз- в конце слова).

-Каким светом засияют звуки [с]? (синим-они твёрдые).

4. Артикуляция звуков (с индивидуальными зеркалами).

-Как вы думаете на каком транспорте доберутся до нас Дедушка Мороз и Снегурочка?

«Саночки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

-А теперь давай те покатаемся на саночках с горки.

«Горка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

-Сделаем горку скользкой, для этого наберём водички из крана.

«Водичка» Произнесение изолированного звука – звук похож на песенку водички, которая течёт из под крана тоненькой струёй –сь – сь – сь. (хором и индивидуально). Выливаем водичку на горку- с – с- с. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по середине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны.

-Покажем Дедушке Морозу и Снегурочке фокус, устроим настоящий снегопад.

«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

5. Угадывание загадок.

-Ребята, кто из вас уже украшал новогоднюю ёлку?

-Расскажите, как она у вас выглядит?

-Для нашей новогодней ёлочки тоже готовы украшения-игрушки. Угадайте их (кто угадывает, тот и получает картинку-отгадку).

-Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

-С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (коза)

-Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос. (слон)

-С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

-Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

-За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

-Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком (сова)

-Лошадь, как лошадь,

Но только в полоску,

Видел когда-нибудь лошадь-матроску (зебра)

-Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (осёл)

-Спереди шильце, сзади вильце,

на груди белое полотенце.

Как зиму почует – за моря откочует. (ласточка)

-Чемпион по прыжкам

скачет, скачет по лужкам. (кузнечик)

6. Украшеие ёлки.

-Будьте внимательны! Игрушки, содержащие звуки[с—с'] будут располагаться на нижних ветках ёлки,а игрушки в названиях которых услышите звуки[з—з'] повесим на верхних ветках ёлки. (каждый из участников украшают ёлку, выделяя нужный звук.)

-Ребята, чем отличаются звуки [с—с'] от звуков [з—з'](одни глухие, другие звонкие).

6. Волшебные превращения.

-Ззззз –эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Предлагаю,показать дедушке Морозу и Снегурочке,как летом в вечернее время ззззз слышится слева, справа, сзади, над головой.

-Шари- вари- ап- вот и превратились вы в звонких комариков. (педагог прикрепляет детям маски комариков)

Смотрите, не попадайтесь в клюв – летуньице, касатке щебетуньице.

-Кого называют касаткой щебетуньицей (ласточку)

7. Речевая игра «Комарики- макарики»

Комарики летают со звонкой песней ззззз, широко расставив руки. Ласточка на лету салит их.

Дети хором:

Комарики неумные,

Неумные и шумные,

Столпились в целый рой,

Повисли над водой.

Весёлая летуньица,

Касатка-щебетуньица,

Пропела комарам:

«Жужжать уж будет вам,

Любезные сударики,

Комарики-макарики,

Довольно вам летать»,

И стала их глотать.

8. Загадываем желание.

-Ребята, до нового года остались считанные дни, и вы наверно уже знаете, какой подарок от Деда Мороза хотели бы получить.

Дети делятся с педагогом своими мечтами. Он следит за их высказываниями для избежания одинаково построенных предложений. «Я хотел бы получить….», «Я буду просить у Деда Мороза».

-Желаю, чтобы ваши желания исполнились и поздравляю с наступающим новым годом-годом козы. (в подарок вручаются карманные календарики с годом козы).

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки спешат на новогодний праздник»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 19:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД