Обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах посредством использования ИКТ

Наталья Шашкова
Обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах посредством использования ИКТ

Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год - в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним Правила дорожного движения и все, нет проблем. Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Многие родители не понимают необходимости учить детей соблюдению Правил дорожного движения, начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом, когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ПДД, не понимают важности этой проблемы. Возникает противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу.

Решение этой задачи можно осуществлять через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдения за движением транспорта, развивающие, дидактические игры; совместную деятельность взрослых и детей.

Проектирование занятий с использованием развивающих игр это совсем новое направление в деятельности воспитателя ДОУ и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Не стоит на месте вопрос об использовании компьютеров в ДОУ. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно - игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно - игровыми комплексами. Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. В 2001 году было опубликовано письмо Министерства образования «Об информатизации системы дошкольного образования в России», согласно которому использование новых информационных технологий предусматривает преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. Далее, как отмечается в письме, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

Они являются дополнительной мотивацией обучения и развития детей, так как каждый ребёнок мечтает прикоснуться к компьютеру. Занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Таким образом, применение мультимедийных технологий,

ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в дошкольном обучении. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

• постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

• компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

• компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Интерактивная доска позволяет сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повышать интерес детей к обучению, помогает педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.

Использование сети Интернет предоставляет доступ к качественным образовательным ресурсам.

Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Необходимо заметить, что, к сожалению, очень мало практических материалов, которые может использовать педагог при работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей- дошкольников.

Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.

Внедрение ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада имеет ряд преимуществ:

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями»

высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Но есть и недостатки:

1. Нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

2. Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

3. Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений.

Мультимедийные технологии не используются на каждом занятии, так как при их подготовке и организации требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Хотелось бы отметить, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Публикации по теме:

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения» Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности.

Игра-ситуация во второй младшей группе по правилам ПДД «Как Мишутка спешил на день рожденья» Тема: «Как Мишутка спешил на день рождения». Цели: 1. Закреплять представления об улице, пешеходном переходе, светофоре. 2. Развивать умение.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах посредством использования ИКТ
Опубликовано: 17 марта 2014 в 19:53
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...