Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников

Ольга Викторовна Гурвич
Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников

ОЦЕНКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Баллы Пересказ, творческий рассказ Рассказ по серии картинок Описание предмета Рассказ по сюжетной картине

1 2 3 4 5

3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен с помощью; полно и адекватно отражён сюжет; соблюдены грамматические нормы языка Описан самостоятельно, последовательно; полностью и точно Описан самостоятельно. полностью и точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм

2 Составлен с некоторой помощью (побуждение, наводящие вопросами, полностью передаётся содержание; отмечаются отельные нарушения связности; отсутствие художественно стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений. Составлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей; в целом не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фразы Описан самостоятельно, с небольшой помощью, в целом правильно, но не полно; молфолого-синтаксические нарушения Составлен с небольшой помощью; нарушена связность, пропуски эпизодов и отдельные ; молфолого-синтаксические нарушения.

1 Используютя повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия Описан по наводящим вопросам; неполно, неточно; лексические и синтаксические несоответствия Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски; смысловые несоответствия и

0 Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста; смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуски существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий Описан с помощью, по наводящим вопросам, крайне бедный словарь; нет последовательности; нет последовательности; выраженные аграмматизмы, затрудняющие восприятия предметы Задания не выполняются даже с помощью вопросов, большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий, бедность содержания. Нет связности, грубые лексико-грамматические ошибки

После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, где в конце стоит дата обследования и фамилия логопеда. Потом заполняется сводный «Речевой профиль группы» (табл. 6, который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.

I: низкий - от 0 до 9;

II: средне - низкий - от 10 до 19;

III: средний - от 20 до 28;

IV: средне - высокий - от 29 до 34;

V: высокий - от 35 до 39.

По результатам промежуточной диагностики состав подгрупп может изменяться.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ГРУППЫ

Ф. И. Задания Всего баллов Уровень

Звукопроиз

ношение Фонематичес

кое восприятие Лексико-грамматичес

кие средства Связная речь

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Вопросы диагностики и коррекции речи детей были и остаются одной из самых деликатных тем общения с родителями. Правильное заключение - необходимое, но не главное условие успешного обучения ребенка с нарушениями речи. При организации работы с родителями следует соблюдать два принципа: сообщать им о результатах обследования в тактичной форме и проводить необходимую разъяснительную работу. Это определяет дальнейшую эффективность и устойчивость результатов коррекционно-речевых мероприятий.

Как довести до сознания родителей важность коррекционной работы? В чем ребенку нужно помочь? Как сообщить им результаты диагностики? Размышление над этими вопросами привело к созданию «Индивидуальной диагностической карточки» (табл. 7). Она рассчитана на два года, и в нее заносится оценка выполнения ребенком речевых заданий в процессе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. Карточка удобна для родительских собраний, мини-педсоветов, при переходе ребенка в другую группу.

Для усиления восприятия можно результаты каждого обследования обозначать условными знаками другого цвета. В разделе «Звукопроизношение» можно написать все звуки, которые ребенок не произносил вначале, а над ними - символы-кружки, которые по мере постановки и автоматизации звука будут заштриховываться:

- нет звука;

- звук автоматизируется;

- звук введен в речь.

Все эти формы учета данных психолого-педагогического и логопедического обследования детей, хода и результатов коррекционно-речевой работы с ними прошли успешную апробацию и взяты на вооружение многими логопедами.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Тема по самообразованию «Развитие связной речи через обучению рассказыванию» Тема: Развитие связной речи через обучению рассказыванию. Цель: -Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 17:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Самая любимая, мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...
Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » ( Б....
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери (старшая группа)
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери ( старшая группа. В ноябре ежегодно отмечается замечательный праздник День Матери. В этот...