МААМ-картинки

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Мир живописи, знакомство со Ставропольским художником»

Елена Царенко
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Мир живописи, знакомство со Ставропольским художником»

Путешествие в мир живописи

Павел Моисеевич Гречишкин - ставропольский художник

Программное содержание.

познакомить детей с картинами П. М. Гречишкина;

• учить понимать их образный строй, чувствовать настроение;

формировать умение видеть художественные средства создания пейзажа;

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в Мир живописи, знакомство со Ставропольским художником“» размещена в разделах

• вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный сюжет, географию изображаемых мест, местный колорит;

• воспитывать интерес к живописи.

Задачи.

• Продолжать знакомить с выдающимися личностями Ставрополья, с природой и историей края.

• Развивать выразительную речь ребенка, умение детей составлять небольшие рассказы по картинам П. М. Гречишкина. Развивать изобразительное творчество.

• Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

• Воспитывать уважительное отношение к родному краю.

Оборудование.

• Иллюстрации картин П. М. Гречишкина;

• фотография П. М. Гречишкина;

• сборник стихотворений о Северном Кавказе;

• атрибуты к занятию.

Предшествующая работа.

Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Ставрополья;

• чтение стихотворений о Северном Кавказе и Ставрополье;

• разучивание стихотворений о Ставрополье и Северном Кавказе;

• беседа о родном крае;

• рассматривание иллюстраций о Ставрополье и Северном Кавказе.

Межпредметная работа.

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, экология, рисование.

Ход занятия.

1. Утренний круг.

"День добрый, день добрый,

Слова эти мы говорим,

День добрый, день добрый,

Всем друзьям эти слова повторим".

2. Чтение стихотворения о Кавказе.

Ребенок: Страна моя, родной ты мой Кавказ.

Мы так хотим, чтоб твой расцвет настал.

Чтоб счастья и добра пробились всходы.

Чтоб светились радостью глаза.

Чтоб в дружбе жили все твои народы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответ детей).

- Давайте подумаем, почему так называется это место? (ответ детей).

- Как называется ваш родной край? (ответ детей).

- Как вы понимаете словосочетание «родной край»? (ответ детей).

-Почему вы так думаете? (ответ детей).

- Творчество П. М. Гречишкина непосредственно связано с историей и природой Северного Кавказа и Ставрополья. Сегодня мы рассмотрим, как великий ставропольский художник изобразил свою родину, то есть Ставрополье и Северный Кавказ в своем творчестве.

3. Ознакомление с творчеством П. М. Гречишкина.

Обращаю внимание детей на картины, изображенные на доске.

- Посмотрите внимательно на картины. Это одни из лучших работ в русской живописи. Написал их П. М. Гречишкин.

П. М. Гречишкин. Ставропольский лес.

Павел Моисеевич Гречишкин - ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа.

- Посмотрите на фотографию. Это П. М. Гречишкин.

ПАВЕЛ МОИСЕЕВИЧ ГРЕЧИШКИН

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в живописной местности селе Татарке близ города Ставрополя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. С нею были связаны его детство и юность, с нею накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.

- Ребята, что изображено на картине? (ответ детей).

- Чем интересна данная картина? (ответ детей).

- Чем она привлекает? (ответ детей).

Пейзажи Гречишкина обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя равнодушно пройти – они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека.

Горная река

С вершин, что спят за облаками,

От ледников, по склонам гор,

Бежит река между камнями,

Стремится к морю на простор.

Волной струится средь расщелин,

Преград не зная на пути,

Склон режет пропастью ущелий

И водопадом вниз летит.

Фонтаном брызг блестит, играя,

Прохладой манит в летний зной,

В лесах от взгляда ускользает,

В пещерах прячется порой.

Коварен нрав у речки горной:

В жару ручей журчит средь скал,

Потоком мощным, непокорным

В сезон дождей бушует вал.

Ущелье узкое ей тесно,

И, полноводна, глубока,

Меняя русло, ищет место

Для быстрых вод своих река.

Ольга Чуенкова

- Ребята, что изображено на картине? (ответ детей).

- Что привлекает внимание? (ответ детей).

- Как изображен горный пейзаж? (ответ детей).

- Какие цвета преобладают? (ответ детей).

- Как вы думаете, почему? (ответ детей).

В картинах художника подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточиться на самом главном, самом существенном, характерном. Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы. В пейзажах П. М. Гречишкина привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые контрасты. И это относится ко всем его работам в целом, независимо от избранных им ландшафтных мотивов. Художник вглядывается в природу влюбленными глазами, он видит в ней совершенство, несравненную гармонию, источник радости, вдохновения и самопознания. Ему свойствен возвышенно-мажорный, торжественно- приподнятый, радостно-ликующий общий тон картины, ему веришь сразу, и он захватывает зрителя чарующей природной гармонией. Неиссякаемый жизненный оптимизм, чистая как родник искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.

- Чем отличается данная картина от других картин? (ответ детей).

- Какого цвета облака? (ответ детей).

- Как вы думаете, почему автор так назвал картину? (ответ детей).

Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника "Гроза в степи" известного в крае ученого В. Скрипчинского: "Степь показана в один из драматических моментов ее жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта. Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов. ".

Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, - обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника : и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. "Хутор Стрижамент" остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника.

В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка.

Павел Моисеевич Гречишкин родился на Ставрополье. На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов.

- Обратим внимание на его следующие картины.

- Посмотрите на пейзаж, изображенный на картине. Опишите его.

- Подумайте, чем отличается данная картина от других? (ответ детей).

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией. Белые клубящиеся облака, зеленый цвет холмов – этот контраст придает картине величие.

Своеобразие живописи Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите.

Павел Моисеевич открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника - умение открывать новое в известном.

4. Чтение отрывка из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи». Рассматривание картины П. М. Гречишкина «Осень в горах».

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».

Беседа:

- О каком времени года идет речь? (ответ детей).

- Как вы догадались? (ответ детей).

- Что изменилось в природе с приходом осени? (ответ детей).

- Как П. М. Гречишкин изобразил это время года в своих произведениях? (ответ детей).

Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни. Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруд-жинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Дом-байская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину? (ответ детей).

- Какое настроение отражает данная картина? (ответ детей).

- Почему вы так решили? (ответ детей).

5. Физминутка.

А ну - ка дети встали.

Построим домик сами.

Стенки - это кубики.

Давайте их расставим.

Поднимаем башенки.

Полочки вставляем.

Укрываем! Завершаем!

И построили домик сами.

Мы живем на земле, которая имеет свою историю, свое прошлое, настоящее и будущее.

- Посмотрите на картины великого художника. Самая дорогая тема у П. М. Гречишкина на протяжении всего творческого пути - Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними - степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.

6. Чтение стихотворений Ольги Чуенковой о Северном Кавказе.

Горы Кавказа

Вуаль прозрачных облаков

Скользит по склонам безмятежно,

Вершины легкий свой покров

В ущелье сбросили небрежно,

Во всем величии предстал

Пред нами гордый лик Кавказа.

Священный трепет испытал

Любой, когда открылись глазу

Хребты, вершины, ледники,

Поросшие лесами скалы,

Блеск водопадов, гул реки,

Бегущей к морю с перевала.

Платаны, грабы создают

Густую тень, маня прохладой.

Очарованье и уют…

Как хорошо! Покой, отрада…

Цветет каштан. И ветерок

Доносит свежий запах моря.

А море плещется у ног,

Лаская скалы в такт прибоя…

Ольга Чуенкова

Бытует мнение, что по картинам Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор - всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией.

Кавказ!

О! Как могуч ты!

Как велик!

Божественны твои леса и горы!

Как много я могу узнать

Лишь посмотреть на небосводы.

Кавказ!

Я много в этом слове слышу-

И много вижу для себя.

Я слышу шум ручья и речки горной,

Призыв орлов и шум ветров.

Я слышу много, как в лесу -

деревья шепчутся друг с другом,

Как говорит зеленая листва.

Кавказ!

Зовет меня твой шум и тишина.

Ольга Чуенкова

- Ребята, как вы думаете, действительно ли Кавказ так велик и могуч? (ответ детей).

- Как это проявляется? (ответ детей).

- Почему вы так думаете? (ответ детей).

- Опишите, какие горы, леса на картине? (ответ детей).

Завершить обзор творчества П. М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В. В. Секлюцкого, обращё нными к Павлу Моисеевичу: "Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо".

6. Заключительная часть.

В заключении ребенок читает стихотворение:

"На Кавказе мы живем,

Станем мы большими

Быстро подрастем.

Новыми садами украсим край свой,

Будет он чудесный,

Край твой и мой!"

Воспитатель:

1. Где мы с вами сегодня побывали?

2. С каким художником мы сегодня познакомились?

3. Спрашиваю у детей, понравилось ли им занятие.

4. Чем понравилось занятие?

Предлагаю детям нарисовать мелками осенний пейзаж родного края на асфальте.

Благодарю за занятие.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие в мир живой природы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие в мир живой природы» в подготовительной.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о зимующих птицах» Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: учить детей уметь определять птиц по внешнему виду; уточнить понятие.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «В гостях у бабушки» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе Тема: «В гостях у бабушки» Цель: Развитие у детей наблюдательности, логического.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя»Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ. Тема: «Знакомство с профессией водителя». (Занятие с.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Загадочный мир одежды» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Загадочный мир одежды» Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 1 «Мечта».

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Овощи с огорода» Ход организованной образовательной деятельности: Макет осени (огород с овощами - муляжи). В гости к детям приходят Дедушка и Бабушка (игрушки).

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Дикие животные» Конспект Организованная образовательная деятельность Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему "Дикие животные".

Конспект ООД «Путешествие на воздушном шаре» в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Голубая гжель» Организованная образовательная деятельность Познание: ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема: Голубая Гжель. Цель: вызвать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы» «Путешествие в мир живой природы» Автор образовательного мероприятия: Кузовлева Елена Ивановна, воспитатель. Образовательное учреждение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Мир живописи, знакомство со Ставропольским художником»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 06:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД