Лучший педагог года

Описание проекта «Дымковская игрушка» в средней группе

Зубатова Ольга Александровна
Описание проекта «Дымковская игрушка» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка».

Познавательно - творческий проект в средней группе «Осьминожка» на тему: «Дымковская игрушка».

Подготовила воспитатель Зубатова О. А.

г. Кстово

2019

Актуальность проблемы:

Публикация «Описание проекта „Дымковская игрушка“ в средней группе» размещена в разделах

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В среднем дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Тематика обозначенного проекта была определена также годовыми задачами ОУ по приобщению детей к искусству и развитию художественно – творческих способностей. В связи с этим недостаточно лишь развить художественно – творческие способности детей, необходимо выстроить целую систему работы в этом направлении. А лучшим средством в данном случае выступает проектная деятельность.

Проблема: игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и сопровождает всё детство ребёнка. Практически не одна игра не обходится без главного атрибута – игрушки. Ежедневно организуя разнообразные виды игр с разными игрушками, дети не подозревают, сколько разной информации может нести в себе определенный предмет, какие выполняет функции, какого его назначение. Данный проект позволяет выйти за пределы имеющейся примитивной информации и расширить представления об игрушке как произведении искусства, связанном и историей и культурой нашей страны.

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный (апрель - май).

По количеству участников: коллективный.

По направленности деятельности участников проекта : познавательно – творческий.

Участники проекта : воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

- Продолжать закреплять знания детей об истории возникновения дымковской игрушки (от обыкновенной игрушки свистульки до произведения искусства, формировать представления о её назначении.

- Познакомить с художественной литературой малых фольклорных жанров (заклички, стихи, частушки) об игрушке, разучить. Закрепить музыкально – ритмические движения и пляски, разучиваемые на музыкальных занятиях.

- Формировать первичные представления о ДПИ: дымковской росписи, узорах. Упражнять в воспроизведении узоров на силуэтах дымковских игрушек.

- Обогащать игровой опыт детей (разучить подвижную игру «Покупатель и продавец»)

- Способствовать развитию у детей патриотических чувств; художественно – эстетических чувств при рассматривании результатов труда народных умельцев и собственных продуктов творческой деятельности.

- Воспитывать умение действовать в коллективе под руководством взрослого (воспитатель, муз. руководитель). Обеспечить взаимосвязь ребёнка с родителями в условиях семьи (участие в творческом конкурсе «Изготовление дымковских головных уборов»).

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Участие в праздничном мероприятии в детском саду (праздник «Дымковская ярмарка», с накопленным багажом знаний и практических художественно – творческих и игровых умений (чтение стихов и пение частушек на празднике, участие в играх; песенном и танцевальном творчестве). Участие в выставке детских работ («Дымковская ярмарка)», в семейном конкурсе «Дымковские головные уборы», организация экскурсии с мастер – классом в народный художественный центр «Берегиня». Дети способны чувствовать прекрасное, воспринимать красоту искусства.

Этапы работы над проектом :

1. Информационно – накопительный.

• Беседа «Дымковская глиняная игрушка»

Цель: формировать первоначальные представления об истории происхождения игрушки., географическом расположении села Дымково.

• Беседа «Какие игрушки лепили в Дымкове»

Цель: познакомить с разнообразием бытовых сюжетов дымковской игрушки.

• Беседа с рассматриванием «От куска глины к игрушке»

Цель: познакомить с этапами изготовления и росписи игрушек.

• Рассматривание дидактического материала и игрушек «Необычные узоры»

Цель: познакомить детей с узорами и элементами дымковской росписи

• Рассказ «Орнаменты и узоры связаны с символами природы»

Цель: формировать представление о том, что каждая фигурка имеет своё значение, а узоры связаны с символикой природы.

• Проблемная ситуация «Для кого и зачем лепили игрушки

Цель: формировать начальные представления о функции и назначении игрушки : как средство для существования и произведение искусства.

• Беседа «Кто занимался ремеслом?»

Цель: познакомить с родоначальниками дымковской игрушки (женщины и дети от 10 лет)

2. Практический – творческий.

Организация цикла продуктивной деятельности детей с постепенным усложнением:

- Рисование «Дымковские узоры», «Закончи узор», «Юбка для дымковской барыни», «Наряд для барыни», «Кавалеры», «Козлики», «Нарядим барынь к празднику», «Распишем барыню из соленого теста», раскрашивание раскрасок

- Лепка «Дымковские барыни», «Лошадки из Дымково»

- Рисование в сочетании с лепкой «Вот индюк нарядный», «А вот барышня красотка»

- Рисование в сочетании с аппликацией «Олень золотые рожки»

Цель: развивать художественно – творческие способности детей в разных формах организации изобразительной деятельности, развивать художественный вкус, чувство прекрасного, уметь воспроизводить элементы и узоры дымковской росписи

• Разучивание стихов и частушек на тему «Глиняная Вятская игрушка»

Цель: продолжать приобщать к устному народному творчеству через заучивание малых фольклорных форм.

• Разучивание музыкальных плясок «Дымковская ярмарка»

Цель: продолжать развивать музыкально – ритмические движения посредством разучивания плясок.

• Организация экскурсии с мастер – классом для детей и родителей в народный художественный центр «Берегиня»

Цель: упражнять в лепке дымковской барыни из соленого теста, действуя по образцу, заданного взрослым

• Организация игровой деятельности детей «Покупатель и продавец»

Цель: обогащение игрового опыта детей

• Дидактическая игра «Народные промыслы», «Сложи узор» (кубики)

Цель: упражнять в подборе элементов дымковской росписи

• Отгадывание загадок на тему «Дымковские игрушки»

Цель: продолжать знакомить с разнообразием малых фольклорных форм, развивать быстроту, сообразительность

• Организация конкурса «Дымковские головные уборы» для родителей

Цель: обеспечить взаимосвязь ребёнка с родителями в условиях семьи, вовлечь родителей в образовательный процесс

3. Итоговый.

• Организация праздника «Дымковская ярмарка»

Цель: доставить детям радость, проявить знания и умения, полученные в ходе проделанной работы, развивать художественно – эстетический вкус, патриотические чувства.

• Наградить родителей за участие в конкурсе «Дымковские головные уборы»

Цель: поощрять активных родителей, включающихся в образовательный процесс

• Организовать выставку детских работ «Дымковская ярмарка»

Цель: продолжать развивать художественный вкус при восприятии произведений искусства

• Подготовить отчет, презентацию и фотовыставку по проделанной работе

Цель: подвести итоги, сделать выводы об эффективности проделанной работы

Вывод по проекту : в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Использованная литература.

1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

2. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград. : Учитель, 2011.

3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Фотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьФотоотчет о реализации проекта «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 часть Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Дымковская игрушка». 2 частьПедагог: Цареградская Анна Сергеевна. Продолжаю реализацию проекта.

Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров»Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, мой первый опыт в создании лэпбука. Надо сказать, что приглядывалась я к лэпбукам давно, но.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание проекта «Дымковская игрушка» в средней группе
Опубликовано: 12 января 2020 в 21:49
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД