Папки-передвижки

Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам

Крикота Валентина Михайловна
Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлена в различных как научных, так и популярных источниках, но, тем не менее, не потеряла своей актуальности. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Публикация «Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах

Процесс адаптации к новым условиям детей стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов в России (Д. Н. Исаев, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. О. Смирнова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Ю. С. Шевченко и др.). Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, В. Манова-Томова, С. Аврамова). Дети 2 – 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. В особо сложном положении находятся часто болеющие дети. Как правило, часто болеющие дети труднее адаптируются к новым условиям, они труднее переживают разлуку с близкими. Процесс адаптации часто болеющих детей, как правило, затягивается на длительное время, и ребёнок приспосабливается к организованному коллективу месяцами. Такие дети обычно отстают в физическом и нервно – психическом развитии, часто пропускают занятия, определённые программой детского сада. Помимо этого часто болеющие дети после болезни нуждаются в повторной адаптации.

Анализ литературных источников по данной проблеме, показал, что существенное значение для успешности адаптации имеют характеристики личностной и эмоциональной сферы. Показано, что развитию дезадаптации способствуют преобладание отрицательных эмоций, высокая интенсивность реакций, низкий порог чувствительности к раздражителям. Напротив, преобладание ровного настроения, невысокая интенсивность реакций на изменения в окружающей среде и высокая общая активность ребенка обеспечивают ему устойчивость к стрессу (Исаев Д. Н., 1996).

Можно предположить, что успешность адаптации зависит от удовлетворения базисной психологической потребности ребенка в безопасности и защищенности. Это определяется тем, насколько педагоги владеют адекватными способами построения взаимоотношений с ребенком, переживающим адаптационный стресс. Опыт показывает, что в адаптационный период большое значение имеет формирование эмоционального контакта доверия детей к воспитателю.

В этой связи была разработана и реализована программа, направленная на снятие психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям детского сада, которая помогает осуществить обучение воспитателей эффективным механизмам проведения групповых занятий в адаптационный период детей 2-3 лет.

Предлагаемая программа носит психопрофилактический характер и направлена на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков.

Цель программы: оптимизировать эмоциональное состояние детей в период адаптации к условиям детского сада через реализацию профилактической программы.

Задачи:

• формировать доверительные, безопасные отношения в группе;

• способствовать преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;

• совершенствовать коммуникативные, игровые и двигательные навыки у детей;

• обучить воспитателей эффективным методам взаимодействия с детьми в адаптационный период.

Особенностью данной программы является обязательное участие педагога в групповом процессе. Выдвинутое условие продиктовано спецификой программы, поскольку большую роль в адаптационный период отводится деятельности педагога, именно от его умения эффективно взаимодействовать с детьми зависит успех адаптации детей.

Адресат: дети 2-3 лет.

Продолжительность курса: 4 часа (12 занятий по 0,33 часа периодичностью 2 раза в неделю).

Ожидаемые результаты реализации программы

Итоговый результат:

• позитивные изменения в психоэмоциональном состоянии детей 2 – 3 лет.

Промежуточный результат:

• сформированные доверительные отношения между взрослым и ребёнком;

• сформированные коммуникативные, игровые навыки у детей 2 – 3 лет;

• сформированные умения у педагогов по использованию эффективных механизмов проведения групповых занятий с детьми в период адаптации.

Сведения о практической апробации программы на базе МБУ д/с № 52 г. о. Тольятти:

Предлагаемая профилактическая программа была апробирована в экспериментальном режиме на группе детей раннего возраста и педагогах МБУ. Общая выборка составила 48 детей 2 – 3 лет, 6 педагогов. Отследить результативность проведённой работы позволяют выработанные критерии и индикаторы, представленные в программе.

Реализация программы проводилась нами в три этапа.

На предварительном этапе нами было организованно наблюдение за детьми в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, анализ листов адаптации, что необходимо для получения первичной информации об эмоциональном состоянии детей с целью наиболее эффективного построения дальнейшего взаимодействия с детьми.

На основном этапе нами решались основные программные задачи. Это явилось возможным при последовательном прохождении следующих блоков:

1. Методический блок, где педагоги знакомятся с особенностями развития детей раннего возраста, обучаются эффективным способам взаимодействия с детьми 2-3 лет.

Методический блок содержит следующие темы: «Позитивное восприятие педагогами детей раннего возраста с эмоциональными и поведенческими особенностями», «Эффективные технологии в работе с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми». На наш взгляд оптимальной формой организации обучения являются: мини-лекции, игровые упражнения.

2. Практико-ориентированный блок имеет цель формирование эмоционального контакта доверия детей к педагогу. Особенностью данной программы является обязательное участие педагога в групповом процессе. Выдвинутое условие продиктовано спецификой программы, поскольку большую роль в адаптационный период отводится деятельности педагога, именно от его умения эффективно взаимодействовать с детьми зависит успех адаптации детей к детскому саду. Посещение педагогами занятий психолога позволяет закрепить полученные теоретические знания предыдущего блока, а также акцентировать внимание на особенностях каждого ребёнка.

Нами использовались следующие методы:

- игровые упражнения;

- арт – терапевтические упражнения;

- приёмы эмоционального вовлечения;

- игры с речевым сопровождением.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов дети с переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игры. Известно, что дети раннего возраста любят повторения и знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Целью заключительного этапа являлась оценка результативности программного курса через отслеживание эмоционального состояния детей.

Основываясь на результаты наблюдений и анализ листов адаптации детей 2 – 3 лет к условиям детского сада, можно отметить позитивные изменения в психоэмоциональном состоянии детей. Также реализация программы позволила нам сформировать доверительные отношения между взрослым и ребёнком, способствовала появлению потребности у детей в общении с взрослым, установлении контакта, сотрудничестве (игре) с воспитателем.

Следует отметить, что у всех педагогов сформировались навыки по использованию эффективных механизмов взаимодействия с часто болеющими детьми в период адаптации.

Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности, реализуемой на базе нашего детского сада психопрофилактической программы по оптимизации эмоционального состояния час детей 2 – 3 лет в период адаптации к условиям детского сада.

В процессе оптимизации эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада также нами была организована работа клуба для родителей детей раннего возраста «Мы вместе».

Список литературы

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

2. Волосаева Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста. – М., 1999.

3. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет. – М., 2000.

4. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. – М., РОСМЭН. – 1999.

5. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами. – М., 2005.

6. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2001.

7. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М., 2005.

8. Киселёва М. В. Арт – терапия в работе с детьми. – СПб., 2008.

Ковалёва И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. – М., 2007.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация для родителей «Игра как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада» «ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА» Адаптация детей младшего дошкольного возраста.

Оптимизация двигательного режима в группе детского сада Оптимизация двигательного режима в группе детского сада. Физическое воспитание детей дошкольного возраста является наиболее важным для формирования.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Особенности адаптации ребёнка к условиям детского сада Особым событием в жизни малыша 1.5- 3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребёнка положительно.

Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы) Ноябрь 2014 г. Работа логопеда на первом этапе с вновь прибывшим ребенком начинается с наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, его.

Отчет о периоде адаптации детей к условиям детского садаОтчет о периоде адаптации детей к условиям детского сада Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление.

Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации Тема моей работы: Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации. Для маленького человека нет.

Занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации к условия детского сада (из опыта работы) ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптация - это приспособление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 19:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД