Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование здорового образа жизни с ранних лет»

Любовь Григорьевна Филипских
Опыт работы «Формирование здорового образа жизни с ранних лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ»

Воспитатель: Филипских Л. Г.

г. Приморско-Ахтарск

2020г

Содержание:

1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Публикация «Опыт работы „Формирование здорового образа жизни с ранних лет“» размещена в разделах

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

3.2. Актуальность педагогического опыта

3.3. Результативность педагогического опыта

3.4. Инновационность представляемого педагогического опыта

3.5. Технологичность представляемого педагогического опыта

3.6. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

4. Выводы

5. Список используемой литературы и интернет - ресурсов

6. Приложения к опыту

Приложение №1. Перспективное планирование

Приложение №2. Конспекты образовательной деятельности

Приложение № 3. Взаимодействие с родителями

Приложение №4. Картотеки

Приложение№5. Консультации для родителей

Приложение №6 Фотоматериал

1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании социальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования специальных знаний.

Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень физической подготовленности к жизни, труду и защите Родины.

Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития, совершенствования двигательных способностей человека, в первую очередь - силы, гибкости и координации.

Стрейчинг - Это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.

Игровой стрейчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях.

Фитбол - большой упругий мяч от 55 до 75 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку, улучшить координацию и повысить гибкость.

Цветотерапия - это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности.

Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков.)

Релаксация - это снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Аутотренинг - это вполне реальная и доступная каждому тренировка.

Самомассаж - это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела.

Игра - деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Опыт формировался в дошкольном образовательном учреждении детский сад №1 «Сказка», в старшей санаторной группе «Мотылек» в течение двух лет. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми была проведена диагностика для определения уровня физических способностей детей. Детям были предложены следующие диагностические задания:

1. Бег на 10 и 30 метров.

2. Прыжки в длину с места

3. Упражнение на равновесие

4. Прыжки на скакалке

5. Метание

Диагностика показала слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Анкетирование родителей детей, которые посещали старшую санаторную группу «Мотылек», выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Поэтому, был сделан вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс физических и соматических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, эмоционального и общего психического развития.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

«Чтобы сделать ребенка умным

и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детей через нетрадиционные формы организации физической образовательной деятельности является комплексный подход к выбору методов.

Большое разнообразие методов и приёмов позволяет рационально использовать их в соответствии с содержанием воспитательно-образовательного процесса. А также индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Наглядный: создаёт зрительное, слуховое и мышечное представление о движении; обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребёнка (приё мы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, тактильно-мышечный)

Словесный: помогает ставить перед ребёнком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения; пояснения; указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция.)

Практический: закрепляет на практике знания, умения и навыков основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении (повторение упражнений без изменения, с изменениями, проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме)

Метод проблемного обучения: в основе метода лежит закон развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности, опыт познавательной творческой деятельности. (Внесение проблемных ситуаций)

Метод творческих заданий: развитию творчества отводится значительное место в процессе обучения (придумать комбинацию движений индивидуально и в коллективе)

Метод эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха (подбор ряда упражнений нарастающей сложности, помощь в выполнении заданий (консультации, страховка).

Метод поощрения: положительное, стимулирующее оценивание, одобрение выбранного способа выполнения задания.

Игровой метод: игры и игровые формы организации создание игровых ситуаций, игровой сказочной атмосферы, посредством разыгрывания сюжетных игр.

3.2. Актуальность

Здоровью научить нельзя – надо воспитывать потребность быть здоровым.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в структуре основной образовательной программы дошкольного образования, одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Вот почему физическое воспитание дошкольника, как система мероприятий, направленных на развитие функций растущего организма ребёнка, можно считать приоритетным направлением всей воспитательной работы с детьми. Однако, как считают специалисты, данная система функционирует недостаточно эффективно и не обеспечивает в должной мере не развитие двигательной активности, ни, тем более, психофизиологического развития ребёнка. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Единая основа проблем физического и психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в работу по физическому развитию и оздоровлению детей для меня стала первоочередной и своевременной задачей.

3.3. Результативность педагогического опыта.

Данный опыт проводился на протяжении 2-х лет в старшей возрастной санаторной группе «Мотылек»

Были изучены и обоснованы различные методы и нетрадиционные формы, которые используются в работе по физическому развитию детей в ДОУ. В ходе обследования были обнаружены и зафиксированы улучшения показателей физического развития детей. Это говорит об эффективности выбранных методов и приёмов.

Анализ результатов проводился с использованием тех же методик, что и в начале года:

Данные выводы были сделаны на основе наблюдения за детьми, их деятельностью в течение дня, на основе опроса родителей и в совместной детско-взрослой деятельности.

В результате педагогическая диагностика показала, что: на начало проводимого опыта :

• Количество детей с высоким уровнем развития двигательных навыков достигло 3%;

• Количество детей со средним уровнем развития двигательных навыков достигло 57%;

• Количество детей низким уровнем развития двигательных навыков - 40%.

По окончанию опыта диагностика показала:

• Количество детей с высоким уровнем развития двигательных навыков достигло - 32%;

• Количество детей со средним уровнем развития двигательных навыков достигло - 61%;

• Количество детей низким уровнем развития двигательных навыков - 7%.

Окончание

Таким образом, данные подтверждают эффективность выбранной методики, развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Мы видим, что дети стали более подвижны и активны, с удовольствие включаются в двигательную деятельность, могут самостоятельно организовывать подвижные игры. С удовольствием принимают участие в спортивных праздниках в детском саду, в районных соревнованиях занимают призовые места. Совместно с детьми активное участие в спортивной жизни детского сада принимают родители. Совместные спортивные праздники, походы, соревнования.

3.4. Инновационность представляемого педагогического опыта.

Сегодня инновационность присутствует во всех элементах педагогического процесса.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности :

- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность.

- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Инновационность данного опыта состоит в создании системы применения различных подходов к обучению, направленных на развитие физических качеств у дошкольников, повышение их двигательной активности.

При выборе нетрадиционных форм, считаю, необходимо учитывать место и условия проведения двигательной активности, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей, личностно-ориентированный подход.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.

Личностно – ориентированный подход.

Данный опыт представляет собой применение различных педагогических технологий: сотрудничества, игрового обучения, компьютерные технологии.

Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально- групповую работу. Детей делю на подгруппы, даю задание выполнить определенное упражнение. Это чрезвычайно эффективная работа для качественного выполнения задания каждым ребенком.

Компьютерные технологии не только помогают организовать процесс обучения, но и получить более сильную обратную связь. Данные технологии могут быть использованы в качестве схем для правильного выполнения упражнений, для наглядного демонстрационного материала.

Технология игрового обучения применяется с учетом того, что ведущей деятельностью в этот период является игра. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее компонентом образовательной деятельности.

3.5. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ строился в четыре этапа:

Первый этап: «Теоретический»

Цель: Определить проблемы, поставить цель и задачи, подбор методической литературы, составление перспективного плана мероприятий, конспектов занятий, видео и аудио записей, подбор физкультурного оборудования.

Второй этап: «Диагностико-прогностический»

Цель: Проведение предварительной работы с родителями (анкетирование, диагностика формирования умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей.

Третий этап: «Практический»

Цель: Организация практической работы с детьми, формирование устойчивого интереса, положительного отношения дошкольников к занятиям, формирование системы элементарных знаний о значении занятий оздоровительной гимнастикой для организма. Развитие основных физических качеств. Формирование практических навыков физической деятельности. Работа над формированием навыков правильной осанки, правильной постановке стопы, дыхания. Воспитание волевых качеств, внимания, самоконтроля, ответственности. Работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации. Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Реализация третьего этапа проходила по блокам:

Блок 1. Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами». Система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя :

• Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/ (создаёт благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитее организованности, дисциплинированности, выдержки) Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику включаю гимнастика в виде флеш-моба, утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки.

• Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/ (Гимнастика пробуждения обеспечивает плавный переход от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности, помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия.)

• Воздушные ванны /перед сном, после сна/ (Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению поверхности тела с воздухом. Воздушные ванны способствуют улучшению работы терморегуляции (теплообразования и теплоотдачи, повышению тонуса мышц и выносливости сердечно - сосудистой системы, увеличению содержания гемоглобина и эритроцитов в крови и многим другим благоприятным сдвигам в организме.)

• Физкультурные занятия /3 раза в неделю/ (занятия по физическому развитию в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений).

• Закаливание солнцем, водой /в летний период/ (Основной целью закаливания водой является оздоровление и профилактика простудных и инфекционных заболеваний.)

• Профилактика плоскостопия /ежедневно/ (Массаж оказывает благотворное влияние не только на формирование ножек ребенка и опорно-двигательного аппарата, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом).

• Профилактика осанки детей /ежедневно/ (эффективным средством профилактики нарушение осанки является своевременное воспитание физического развития ребёнка).

• Подвижные игры /ежедневно/ (подвижные игры не только оказывают влияние на эмоциональную и физическую разрядку растущего организма, но и играют воспитательную и развивающую роль в деятельности дошкольника, оказывают влияние на развитие внимания, координации, воображения и памяти детей).

• Прогулки /ежедневно/ (это один из основных режимных моментов который направлен на общее укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, а также на физическое умственное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие детей)

• Самостоятельная, двигательная деятельность детей /ежедневно/ (деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка. Самостоятельная тренировка по выбору, а далее проверка правильности выполнения упражнения. Активные действия детей, чередуются с более спокойной деятельностью. При этом, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие).

• Организация досугов, праздников/1 раз в месяц/ (При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. На физкультурные праздники мы приглашаем школьников – бывших воспитанников дошкольного учреждения, родителей, сестёр и братьев. Праздники и развлечения помогают в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи).

• Проведение работы с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий /в течение года/ (консультации, индивидуальные беседы, папки передвижки, оформление информации в родительских уголках, посещение родительских собраний).

Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится основной образовательной деятельности по физическому развитию. Я использую различные виды основной образовательной деятельности, среди которых преобладают:

• сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

• занятия-тренировки основных видов движений;

занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

• занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

• занятие – круговая тренировка.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование здорового образа жизни с ранних лет»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 10:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД