МААМ-картинки

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ирина Хлынова
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.  д.). Техника почти схожая по исполнению с кляксографией: дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половинке рисовали подетально объеты пейзажа, затем исполняли красками каждый элемент композиции. Лист складывали по линии сгиба и аккуратно проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, тогда рисунок приобретает более четкие контуры, чем его отражение в воде. Так же с помощью данной техники мы получили замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывали горизонтально и на верхней его части рисовали будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывали и проглаживали. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.

Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Набрызг -  Для занятий потребовалось: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. На кончик щетки мы набирали немного краски. Над листом бумаги располагали расческу и несильно проводили по ней ворсом щетки. Брызги разлетались по листу. Так мы с детьми изображали звездное небо, салют, снег. А также мы брали готовый шаблон, размещали на листке бумаги и разбрызгивали краску. Аккуратно после высыхания удаляли шаблон. Рисунок дополняли другой техникой или аппликацией.

Шаблонография -  Чтобы нарисовать предмет нам с детьми пришлось представить, из каких геометрических форм он состоит, так лучше они узнают форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С каждым последующим занятием опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. На следующем этапе я предложила ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Где ребенок учился обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Затем готовую композицию выполняли в цвете. Постепенно усложняя задания, предполагала все большую самостоятельность действий ребенка. Для непосредственного создания рисунка мы с детьми обрисовывали основную, самую крупную форму, а затем переходили к деталям. Показателем полного овладения этой технологией (шаблонография) послужило самостоятельное умение ребенка придумать сюжет и воплотить его в рисунке.

Техника тычка - Эту технику я начала использовать в средней группе, постепенно усложняя ее. Ранее изучив с детьми метод рисования пальчиком не вызвал никаких сложностей при работе в технике тычка. При работе этой техники рисования я использовала ватные палочки: ребенок опускал в краску ватную палочку и ударял ею по листу сверху вниз, при этом оставался четкий отпечаток определенной формы. А еще ребенок делал тычок целенаправленно по готовому контуру и внутри него в результате объект получился интереснее, его фактура неоднородной. При ритмичном нанесении тычков мы изображали падающий снег, украшали готовый силуэт орнаментом состоящих из одинаковых элементов.

Рисование пальчиками - В этой технике я использовала разные способы примакивания пальцев: кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги, которые дали разнообразие отпечатков. Пальчиковый прием позволил детям органично почувствовать изобразительный материал. Его свойства — вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство. В ходе работы дети дополняли предложенный мною сюжет, рисовали : дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки и т. д.

Рисование солью - Эту технику я использовала для получения необычной структуры рисунка. Нарисованный краской рисунок дети посыпали солью до высыхания краски. Соль пропитывалась краской и после полного высыхания у ребят получалась необычная объемная композиция. Оставшуюся соль удаляли пальчиками или сухой тряпочкой. Соль использовали разного помола. Пятнышки, оставшиеся на месте соленых крупинок, заметнее на темном фоне.

Оттиск поролоном - Оттиск – отпечаток, воспроизведение, изображение, полученное надавливанием. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоновые заготовки я делала в виде геометрических фигурок (квадраты, четырёх угольники, овалы, круги, треугольники и другие). Для получения изображения дети прижимали поролоновую фигурку к штемпельной подушечке с краской и наносили оттиск на бумагу. Для изменения цвета мы брали другие штемпельные подушечки и поролон.

Кляксография - В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В понимании многих детей клякса ассоциируется как неряшливость, неаккуратность. Поэтому моей задачей являлось сделать кляксографию обучающей и развивающей техникой в художественно-творческой деятельности детей.  В процессе рисования сначала получали спонтанные изображения. Затем дети дорисовывали детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Для зеркальной симметричности дети складывали лист пополам и на одну сторону капали жидкой краской, затем плотно прижимали. В итоге получились необычные причудливые узоры. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.

Раздувание краски - Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Также, как и при кляксографии на лист бумаги мы наносили несколько капель жидкой краски, но лист не складывали, а брали трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки дети направляли в центр кляксы, а затем с усилие дули в трубочку и раздували кляксу от центра в разные стороны. Детям очень понравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

 Фотокопия – рисование свечой - Для основного рисунка использовали любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашивались при нанесении поверх них акварельной краски, а проявлялись, как это происходит при проявлении фотопленки.

Каракулеграфия - на листе бумаги мы с детьми рисовали различные каракули (можно недорисованный контур предмета, в них мы рассматривали какие-то объекты и старались их дорисовать, дополняя их необходимыми элементами.   По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Если ребенок испытывал затруднение в узнавании объектов, я использовала наводящие вопросы, загадки.

Рисование музыки - Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетическое ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.

Весь материал и применяемые нетрадиционные техники подбираю в соответствии с возрастом детей, а также с учетом их направленности на развитие творческих способностей. Стараюсь подвести детей к самостоятельному и последовательному выполнению работы, после выполнения которой, провожу беседу, в которой помогаю детям рассказать об изготовленном предмете. Часто организую коллективную работу детей, т. к. это способствует развитию личности ребенка, умению действовать вместе, сообща, доброжелательное отношение к сверстникам. /Приложение № 4/. Работа с детьми по данной проблеме ведётся систематически и последовательно, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник планируется 2 раза в месяц. Системность и последовательность проводимой работы дает положительные результаты. Дети постепенно без особого напряжения, овладевают практическими навыками и умениями: вырабатывается устойчивый навык правильно и уверенно держать карандаш проводить линии, без особого труда могут отщипывать маленькие кусочки от большого, работать с мелким материалом (ватной палочкой, ватными шариками, что говорит о положительной динамике развития творческих способностей. Дети создают и передают в творческих работах определенный предмет, проявляют самостоятельность при выполнении работы /Приложение № 5/.

Игровая деятельность ведущий вид деятельности детей, организация которой особенно важна в дошкольном возрасте, именно поэтому, активно включаю в работу с детьми игры. /Приложение № 6/.

Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклорное слово (потешки, сказки, стихи и т. д., а также рассматривание иллюстраций, картин («Животные», «Времена года» и т. д.).

Широко использую практический показ, т. к. дети дошкольного возраста не всегда могут представить конечный результат своего труда.

Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому применяю пальчиковую гимнастику, которая позволяет в игровой форме снять детям напряжение, сохранить интерес к выполняемой работе /Приложение № 7/.

Большое внимание уделила созданию предметно – развивающей среде в группе по данному направлению: оформила панно, дидактические игры на развитие мелкой моторики, уголок художественно – творческой деятельности содержит широкий спектр материалов по изобразительной деятельности детей раннего возраста /Приложение № 8/.

Родителей моих воспитанников очень заинтересовали совместные практические открытые занятия, на которых они имеют возможность стать «детьми» и вместе создать творческую поделку или нарисовать рисунок. После таких занятий я организую выставки совместных детско – родительских работ, которые с большим удовольствием посещают не только родители и дети моей группы, но и дети, родители других групп, а также сотрудники нашего детского сада /Приложение № 9/.

В помощь родителям я изготавливаю и провожу консультации по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также организации продуктивной деятельности детей дома /Приложение № 10/.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей» • Паспорт проекта: • Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования- как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 15:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД