Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

Лариса Корнева
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

Если бы меня попросили дать образное название моему опыту работы, я бы, наверное, назвала его ЛОДОЧКА. Период адаптации – непростой период в жизни маленьких человечков. Родители с самого рождения нежно и бережно опекали этих чудесных крошек, всегда были рядом, каждую минуту были готовы прийти на помощь. Но вот дети подросли и должны отправиться в самостоятельное «плавание» по реке жизни. Как сделать так, чтобы эти очаровательные карапузы не попали в водоворот, не наскочили на камни, не потерялись в сложных житейских перепетиях, подчас не доступных детскому восприятию. Я бы хотела верить, что мои любовь, внимание, уход, забота и обучение и стали той самой ЛОДОЧКОЙ, которая помогла малышам перенести разлуку с мамой, привыкнуть к детскому коллективу, режиму детского сада.

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей. Как добиться этого благополучия? Любой педагог прилагает все силы, знания и умения для того, чтобы облегчить адаптационный период ребенку. Но у каждого педагога все-таки есть в копилке свои педагогические «хитрости», маленькие изюминки, которые отличают его работу от других. Для меня такой изюминкой стало приобщение детей к прекрасному миру творчества. Сказки, потешки, песенки, яркие краски, разноцветный пластилин, пальчиковый театр, музыка – все это, на мой взляд, помогает облегчить адаптацию детей.

Я разработала перспективный план, который включил в себя целый комплекс мероприятий самой разной направленности. (Приложение 1).

Родители малышей заполнили анкеты, в которых были отражены основные особенности характера ребенка, его привычки, навыки, привязанности.

На основе анкетировании родителей был составлен прогноз адаптации детей к детскому саду. Он показал, что 12 человек (60%) полностью готовы к поступлению в детский сад, 6 человек (35%) готовы частично и только один человек (5,%) не готов к поступлению в детский сад.

Группа Степени адаптации

Лёгкая Средняя Сложная

«Ягодка» 12 (60%) 6 (35%) 1 (5,%)

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда на ребенка действует «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Моя цель заключалась в пробуждении положительных эмоций, а что как ни колыбельная песня, смешная потешка, яркое театральное представление может пробудить положительные эмоции.

В процессе адаптации решаются следующие задачи:

1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

• Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;

• Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

• Успокаивается от общения с воспитателем;

• Ребенок обращается за помощью к воспитателю.

Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы

1. Длительное совместное пребывание мамы с ребенком в группе.

2. Музыкотерапия.

3. Сказкотерапия.

4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой».

5. Нетрадиционные методы рисования.

2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

• Ребенок знает расположение и назначение комнат;

• Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.

Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы:

1. Сказкотерапия.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

3. Песочная терапия.

4. Музыкотерапия.

5. Пальчиковые игры.

3. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

• ребенок легко подчиняется режиму;

• сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

Для решения этой задачи были использованы методы и приемы:

1. Пальчиковый театр.

2. Чтение потешек,речевок в процессе режимных моментов.

3. Музыкотерапия.

4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой»

4. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

• ребенок охотно играет с детьми;

• спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

• ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети

В решении этой задачи помогли:

1. Сказкотерапия.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

3. Песочная терапия.

4. Музыкотерапия.

5. Пальчиковые игры.

В результате проведённой работы были получены следующие результаты

Группа Степени адаптации

Лёгкая Средняя Сложная

«Ягодка» 16 (85%) 2 (10%) 1(5%)

– к первой группе (сложная адаптация) относятся 1 человек (5%);

– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 2 человека (10%);

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 16 человек (85%).

ПЛЫВЕТ МОЯ ЛОДОЧКА, СЛЕГКА ПОКАЧИВАЯСЬ НА ВОЛНАХ, СИДЯТ В НЕЙ МАЛЕНЬКИЕ ПАССАЖИРЫ И ДОВЕРЧИВО СМОТРЯТ НА МЕНЯ. НЕТ В ИХ ГЛАЗАХ НИ СТРАХА, НИ ПЕЧАЛИ, НИ ГРУСТИ. И Я ПРИЛОЖУ ВСЕ СИЛЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОИ ВОСПИТАННИКИ СПОКОЙНО ПЛЫЛИ ПО ЧУДЕСНОЙ РЕКЕ ДЕТСТВА К БОЛЬШОМУ ОКЕАНУ ЗНАНИЙ (ШКОЛЕ).

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 17:04
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...