Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

Лариса Корнева
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

Если бы меня попросили дать образное название моему опыту работы, я бы, наверное, назвала его ЛОДОЧКА. Период адаптации – непростой период в жизни маленьких человечков. Родители с самого рождения нежно и бережно опекали этих чудесных крошек, всегда были рядом, каждую минуту были готовы прийти на помощь. Но вот дети подросли и должны отправиться в самостоятельное «плавание» по реке жизни. Как сделать так, чтобы эти очаровательные карапузы не попали в водоворот, не наскочили на камни, не потерялись в сложных житейских перепетиях, подчас не доступных детскому восприятию. Я бы хотела верить, что мои любовь, внимание, уход, забота и обучение и стали той самой ЛОДОЧКОЙ, которая помогла малышам перенести разлуку с мамой, привыкнуть к детскому коллективу, режиму детского сада.

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей. Как добиться этого благополучия? Любой педагог прилагает все силы, знания и умения для того, чтобы облегчить адаптационный период ребенку. Но у каждого педагога все-таки есть в копилке свои педагогические «хитрости», маленькие изюминки, которые отличают его работу от других. Для меня такой изюминкой стало приобщение детей к прекрасному миру творчества. Сказки, потешки, песенки, яркие краски, разноцветный пластилин, пальчиковый театр, музыка – все это, на мой взляд, помогает облегчить адаптацию детей.

Я разработала перспективный план, который включил в себя целый комплекс мероприятий самой разной направленности. (Приложение 1).

Родители малышей заполнили анкеты, в которых были отражены основные особенности характера ребенка, его привычки, навыки, привязанности.

На основе анкетировании родителей был составлен прогноз адаптации детей к детскому саду. Он показал, что 12 человек (60%) полностью готовы к поступлению в детский сад, 6 человек (35%) готовы частично и только один человек (5,%) не готов к поступлению в детский сад.

Группа Степени адаптации

Лёгкая Средняя Сложная

«Ягодка» 12 (60%) 6 (35%) 1 (5,%)

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда на ребенка действует «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Моя цель заключалась в пробуждении положительных эмоций, а что как ни колыбельная песня, смешная потешка, яркое театральное представление может пробудить положительные эмоции.

В процессе адаптации решаются следующие задачи:

1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

• Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;

• Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

• Успокаивается от общения с воспитателем;

• Ребенок обращается за помощью к воспитателю.

Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы

1. Длительное совместное пребывание мамы с ребенком в группе.

2. Музыкотерапия.

3. Сказкотерапия.

4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой».

5. Нетрадиционные методы рисования.

2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

• Ребенок знает расположение и назначение комнат;

• Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.

Чтобы решить эту задачу я использовала следующие приемы и методы:

1. Сказкотерапия.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

3. Песочная терапия.

4. Музыкотерапия.

5. Пальчиковые игры.

3. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

• ребенок легко подчиняется режиму;

• сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

Для решения этой задачи были использованы методы и приемы:

1. Пальчиковый театр.

2. Чтение потешек,речевок в процессе режимных моментов.

3. Музыкотерапия.

4. Программа Е. Железновой «Музыка с мамой»

4. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

• ребенок охотно играет с детьми;

• спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

• ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети

В решении этой задачи помогли:

1. Сказкотерапия.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

3. Песочная терапия.

4. Музыкотерапия.

5. Пальчиковые игры.

В результате проведённой работы были получены следующие результаты

Группа Степени адаптации

Лёгкая Средняя Сложная

«Ягодка» 16 (85%) 2 (10%) 1(5%)

– к первой группе (сложная адаптация) относятся 1 человек (5%);

– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 2 человека (10%);

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 16 человек (85%).

ПЛЫВЕТ МОЯ ЛОДОЧКА, СЛЕГКА ПОКАЧИВАЯСЬ НА ВОЛНАХ, СИДЯТ В НЕЙ МАЛЕНЬКИЕ ПАССАЖИРЫ И ДОВЕРЧИВО СМОТРЯТ НА МЕНЯ. НЕТ В ИХ ГЛАЗАХ НИ СТРАХА, НИ ПЕЧАЛИ, НИ ГРУСТИ. И Я ПРИЛОЖУ ВСЕ СИЛЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОИ ВОСПИТАННИКИ СПОКОЙНО ПЛЫЛИ ПО ЧУДЕСНОЙ РЕКЕ ДЕТСТВА К БОЛЬШОМУ ОКЕАНУ ЗНАНИЙ (ШКОЛЕ).

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 17:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об экскурсию на Станцию юных натуралистов «Путешествие в оазис доброты»
В солнечный, теплый день 8 мая 2018 г. воспитанники старшей группы «Фантазеры» посетили станцию юных натуралистов. Экскурсию подготовила и провела...
«Мир особого ребёнка» Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта
В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных образовательных...
Лэпбук «Развиваем речь»
Лэпбук по развитию речи «Развиваем речь» Лэпбук - интерактивная тематическая папка, самодельная бумажная книжка, заключительный этап самостоятельной...
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...