Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада

Надежда Суворова
Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада

Опыт работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации,слайды,видеоклипы, экологические сказки,уроки-доброты,уроки мышления,КВН,аукционы,тренинги,экологические конкурсы, викторины и т. д В результате были проведены: КВН «В гостях у животных», Экологическая игра-викторина «В гостях у Флоры», Природоведческая викторина.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения,видеть и понимать красоту окружающей природы,а также на совершенствование речи старших дошкольников,их мышления,творческих способностей,культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний,а пониманию и оценке происходящего,совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы– его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов, изображающие последовательность эксперимента.

А также мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

«Удивительные свойства воды»;

«Воздух-невидимка»;

«Его величество огонь»;

«Чудеса под ногами»;

«Волшебный магнит»

В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные,сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека,в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны,помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя,зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Одной из основных форм работы ДОУ по экологическому воспитанию детей являются - экологические акции, направленные на сохранение и бережное отношение к природе. У детей воспитывается ответственное отношение к окружающей природной среде, умение следовать экологическим правилам Участие в экологических акциях помогает нашим детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

Экологические акции являются хорошей экологической пропагандой среди родителей. Родители с энтузиазмом и желанием принимают участие в природоохранительных акциях, проводимых в ДОУ, и за это мы им благодарны.

В ноябре в ДОУ проводилась акция «Сохраним мир птиц»

Цель: вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную

помощь птицам; воспитывать гуманное отношение к живой природе.

Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, викторины, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков «Покормим птиц зимой», эколого-просветительская работа с родителями.

Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

Дети вместе с родителями сделали и разместили на деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, 14 кормушек.

Наблюдая за пернатыми гостями, ребята установили, что птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать вечером. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый день. Птицы быстро привыкают к кормушкам, и порой это единственные места, где они могут прокормиться. Над кормушкой обязательно должна быть крыша от дождя и снега, а то все птичье угощение размокнет или будет засыпано снегом. Самое лучшая еда - это семечки подсолнечника. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Постоянно подкармливая зимующих птиц, мы помогаем им пережить холодный период года, когда сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем численность пернатых.

Сколько красивых птиц увидели на кормушках участники акции! Сколько положительных эмоций получили и дети, и взрослые от общения с природой!

Нами была разработана и проведена беседа: «Мой край родной-заповедные места Нижегородской области»,где мы познакомили детей с заповедниками (Керженский заповедник и заказник «Пустынский», памятниками природы своей местности (Вадское озеро и озеро Светлояр, в воды которого по преданию в первой половине XIV века погрузился Китеж град). Показали,какие ценные,охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае (около 300 видов животных, около 50% из них нуждается в охране и около 30% видов являются редкими. В области доказано гнездование 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу России (черный аист, беркут, орел-могильник, орлан-белохвост, скопа, змееяд, сапсан) и 9 видов птиц, являющихся кандидатами в Красную книгу России (чернозобая гагара, большой подорлик, степной лунь, филин, белая куропатка, большой кроншнеп, кулик-сорока, малая крачка, серый сорокопут).

В проекте у нас составление «Зеленой книги»и «Красной книги». В Зелёной книге мы планируем собрать материалы о природе Нижегородской области, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы будем собирать загадки, которые ребята сами придумают, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе нашего края, полученные на занятиях. А в красной книге мы планируем собрать совместно с детьми и родителями картинки, рассказы о исчезающих и редких видах животных и растений нашего края. Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Всестороннее развтие и вопитание маленьких детей осуществляется разными.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада
Опубликовано: 19 января 2014 в 15:49
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...