МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе»

Елена Семенова
Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работу по развитию речевых и коммуникативных навыков мы осуществляем в соответствии с рабочей программой группы, программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и учетом интеграции образовательных областей.

Публикация «Опыт работы „Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе“» размещена в разделах

Годовая задача нашего дошкольного учреждения способствовала углубленному изучению данной темы и разработки эффективных форм работы с детьми и родителями.

Цель: Развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.

Основная работа осуществляется через образовательную область «Речевое развитие». Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Приобщение к художественной литературе.

Учить различать жанры литературных произведений. Развивать умение называет любимые сказки и рассказы; знать наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки, называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Развивать интерес к художественной литературе.

В группе создан речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Имеется разнообразный практический материал для организации речевых игр : материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания. Речевая зона эстетически оформлена и доступна для детей. Есть материал для формирования словаря (большой подбор картинок для обогащения словаря) по разным темам и направлениям. Проводим беседы с помощью пособий «Я расту», «Я и мое поведение»и т. д. ; Д/ и и настольные игры: «Речевой тренажер», пополняет словарь ребенка, учит согласовывать слова по родам, падежам и числам, умение строить целое предложение; «Найди различие», развитие восприятия речи; «Где я это видел?», развитие логического мышления; «Я учу буквы», знакомство с буквами русского алфавита, развитие зрительной памяти. Виды лото : «Ассоциации», «Мир животных», «Круглый год». Материла для звукового и слогового анализа (схемы предложений, «Азбука на магнитах», развитие познавательной активности, фонематического слуха, расширение кругозора, «Делим слова на слоги», развитие внимания, мышления. Для обучения связной речи распечатаны мнемосхемы, схемы секвейны- загадки, сюжетные красочные картинки по сезонам. Эти новые технологии способствуют формированию представлений об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение действий развивают все мыслительные процессы. Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических, логоритмических игр направленных на развитие речи детей : игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса. В уголке книги много детских книг по программе и любимые книги детей: познавательная литература- разные виды энциклопедий «Я познаю мир», «Энциклопедия для малышей», «Почему?» и. т. д. В папках имеются фотографии писателей и поэтов по данному возрасту, интересный и красочный материал для выставок с иллюстрациями: Н. Носова, русского писателя М. М. Пришвина, И. С. Крылова, Ш. Перро и т. д. Знакомим детей с художниками –иллюстраторами В. М. Конашевич, Е Рачев, Е Чарушин. Детям мы рассказываем биографию писателей, знакомим с произведениями, беседуем по содержанию. Есть книги, знакомящие с культурой русского народа: загадки, потешки, пословицы, поговорки, сказки. В уголке есть «Мастерская для починки книг, где дети совместно с воспитателем «лечат книги». В группе по речевому развитию осуществляем индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи. Работа проводиться в течении всего дня во всех видах деятельности и с помощью карт педагогического наблюдения. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. В группе имеются разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствуют появлению у детей желания узнать больше, обогащают активный словарь детей: ложковый «Колобок», магнитный «Три поросенка», конусный «Кот в сапогах», коробковый «Лисичка со скалочкой», пальчиковый «Теремок» ит. д. Изготовлены различные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга. Имеется фланелеграф для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети учиться многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Организация полноценного сотрудничества педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач. ФГОС ДО позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В октябре группе реализован проект по речевому развитию «Книга – мой лучший друг!», цель: приобщать детей к художественной литературе, развивать способность получать знания через книгу, формируя духовно зрелую, образованную личность. Я знакомила детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой. учила правилам общения с книгой. Способствовала развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. Знакомила детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке. продукт проекта: оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка», провела досуг «В гостях у сказки», где воспитывала доброжелательность, чувство взаимопомощи, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Побуждала детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. п.).

В декабре реализован проект «С. Я Маршак- замечательный детский поэт и писатель». Его цель: способствовать формированию устойчивого интереса выпускников ДОУ к художественной литературе через театр и книжную графику. Продукт проекта -был показан кукольный спектакль для малышей по мотивам сказки С. Я. Маршака «Теремок».

Формы взаимодействия с родителями разнообразны:

- Буклеты «Развитие фонематического слуха у детей», «Развитие образно –выразительных средств речи (январь, 2018г.);

- Папка-ширма «Как организовать домашнее чтение» (декабрь, 2017г.);

- Педагогический бюллетень «Организация речевого развития дошкольников в подготовительной группе» (январь, 2018г.)

- Информационный стенд «Рекомендации по развитию речи детей в семье» (декабрь, 2018г.)

- Педагогический журнал «Роль кукольного театра в речевом развитии дошкольников» (декабрь, 2017г.)

- Рукописный журнал «Из рук в руки» «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» (январь, 2018г.)

Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях группы, делятся впечатлениями, получают педагогическую помощь и применяют ее в воспитании своих детей.

Сравнительный анализ педагогического наблюдения за развитием детей показал положительную динамику уровня развития детей по области «Речевое развитие» на начало уч. г. составила 3,4 балла (85%), на январь – 3,6 балла (90%). Педагогами планируется индивидуальная работа по результатам и ведутся индивидуальные карты развития детей.

Вывод:

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о книгах, сформировали запас литературных впечатлений, дети научились сказки иллюстрировать, рассказывать с помощью рук, движений. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль книги в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц для развития коммуникативных навыков у детей ЗПР в индивидуальной работе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №443 г. Челябинск» Денисенко Т. П. учитель-логопед 2017. Тема: Использование.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности,.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода Опыт работы: «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе.

Педагогический опыт «Развитие речевых и коммуникативных умений детей третьего года жизни» Во второй группе раннего возраста «Алёнушка» ведётся работа по развитию речевых и коммуникативных умений детей в непосредственно образовательной.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста.

«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1 Я, Ефанова Ольга Павловна 1989 года рождения, имею высшее педагогическое образования. Закончила в 2017 году, Новосибирский государственный.

Сборник игр по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений 1. Рассказ по кругу Цель: развить умения вступать в процесс общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 17:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД