Лучший педагог года

Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Елена Федосенко
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Цель: Сформирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развивать интерес к исследованию природы;

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д.);

Формировать способность к начальным формам обобщения, умозаключения;

Воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Познакомить с различными свойствами воды, ее взаимодействием с температурным режимом и изменением состояния в зависимости от нее.

Опыт № 1 «Помощница вода»

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по теме „Вода“» размещена в разделах

Цель: Использование знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Оборудование: банка с легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчик.

Эксперимент: перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Опыт № 2 «Умная галка»

Цель: познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предметы в емкости.

Эксперимент: перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев) выполняют ее. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

Опыт № 3 «Какие свойства?»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Оборудование: емкость со снегом, водой, льдом.

Эксперимент: взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, т. к. лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Опыт № 4 «Куда делась вода»

Цель: демонстрация процесса перехода воды из жидкого состояния в газообразное. Показать, что пар занимает больше места, чем вода.

Оборудование: пробирка, картофельная пробка, бельевая прицепка.

Эксперимент: налить полпробирки воды и закрыть картофельной пробкой, отметить уровень воды. Нагреть пробирку на слабом огне. Перед детьми ставится задача наблюдать за происходящим в пробирке. Сначала появляются пузырьки, их становится все больше. Они быстрее проскакивают через воду. Затем пробка с шумом вылетает из пробирки. Сравнить уровень воды после опыта (воды стало меньше). Во что она превратилась? (в пар). Почему вылетела пробка? (вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно и он вытолкнул пробку).

Вывод: при нагревании вода испаряется и превращается в пар. Пар занимает больше места, чем вода.

Опыт № 5 «Какая у воды форма?»

Цель: сформировать понятие, что вода – это жидкость, она принимает форму сосудов, в которые налита. Показать разницу между сыпучими веществами и жидкостями.

Оборудование: баночки разного размера из стекла, глубокое блюдце, чайная ложка, ведерко с песком.

Эксперимент:

а) Перед детьми ставится задача: взять самую узкую баночку, наполнить ее водой. Затем перелить эту воду в самую широкую баночку. Что происходит, если переливать воду в посуду разной формы? Дети делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Потому что вода – это жидкость.

б) Перед детьми ставится задача сравнить свойства жидкости и сыпучего песка, найти отличия. Насыпать в формочку сухого песка, затем пересыпать в ведерко. Дети делают вывод: песок тоже принимает форму того сосуда, в который его насыпают, меняет форму. Значит, песок это жидкость. Затем предложить высыпать песок из ведерка на стол. Что видите? (ложится горкой). Опрокинуть стакан с водой. Что видите? (растекается).

Вывод: значит это разные вещества. Вода – жидкость. Песок – сыпучий, он не растекается, не исчезает, лежит себе кучкой.

Опыт № 6 «Какого цвета вода»

Цель: сформировать понятие «Бесцветная вода».

Оборудование: два одинаковых стакана, вода, молоко, цветные карандаши, лист бумаги.

Эксперимент: предложить детям на листе бумаги нарисовать цветными карандашами какую-нибудь картинку. Поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть ее сверху. Что обнаружили? Через воду рисунок виден. Затем поставить на то же место стакан с молоком. Что обнаружили? Через молоко рисунок не виден.

Вывод: вода прозрачная, а молоко непрозрачная жидкость. Молоко белого цвета, а вода без цвета – бесцветная.

Опыт № 7 «Как сделать, чтобы вода стала непрозрачной»

Цель: показать, что воду можно сделать непрозрачной, если растворить в ней красящие вещества.

Оборудование: баночка с водой, маленький гвоздик на нитке, чистая кисточка, акварельные краски, тонкая палочка.

Эксперимент: гвоздик на нитке привязать к палочке и опустить в банку с водой. гвоздик хорошо виден в банке, т. к. вода прозрачная. Затем предложить детям намочить кисточку и окунуть ее в краску любого цвета, добавляя все больше и больше краски, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Отметить момент, когда гвоздик станет совсем невидим.

Вывод: нам удалось уменьшить прозрачность воды, так что в ней не видно стало гвоздика. Это произошло в результате растворения краски в воде. Вода из бесцветной и прозрачной стала цветной и не прозрачной.

Опыт № 8 «Поймай невидимку»

Цель: показать детям, что в комнате всегда есть мельчайшие капельки воды. Но их не видно. А поймать и увидеть их можно, если нагреть или охладить воздух.

Оборудование: холодное блюдце из холодильника, ложка, чайник с горячей водой.

Эксперимент: поднести к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Детям предлагается наблюдать и рассказывать, что происходит. Блюдце становится мокрым, с него начинают стекать капли воды, в ложку. Пробуем. Что это на вкус? (вода). Как она туда попала, ведь блюдце было сухое и пустое. Вывод: пар превратился в воду при соприкосновении с холодным блюдцем. Воспитатель делает обобщающий вывод: вода в виде пара есть и в комнате и на улице в воздухе. Она не видна, но когда изменяется температура воздуха, то пар превращается в капельки воды и становится виден. Так летом получается роса, а осенью – туман.

Опыт № 9 «Разные состояния воды»

Цель: дать понятие о том, что при изменении температуры воздуха изменяется и состояние воды. Вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Оборудование: блюдце с водой.

Эксперимент: налить в блюдце немного воды из-под крана, поставить на 2-3 часа в морозилку. Что получилось? (вода замерзла и превратилась в лед). Лед течет? (нет). Значит это твердое тело. Сохраняет форму (да).

Вывод: при низкой температуре жидкость замерзает и превращается в твердое тело.

Перенести блюдце с льдинкой на стол. Что наблюдаем? (лед тает и снова превращается в воду) Почему это происходит? Изменилась температура воздуха! Лед в тепле тает и превращается в жидкость. Он течет и изменяет свою форму.

Оставить блюдце с водой около батареи. Что видите? (воды осталось совсем немного). Куда делась вода из блюдца? (исчезла, испарилась). Почему это произошло? (потому что у батареи очень тепло).

Итак, как меняет свое состояние вода? Она может быть жидкой, твердой и газообразной. Почему она меняет свое состояние. От чего это зависит? (от температуры).

Итак, какой можно сделать вывод. Если мороз – вода будет твердой, если жара – газообразной, а при нормальной температуре вода – это жидкость!

Опыт № 10 «Почему нельзя есть снег»

Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по пути собрал эти частички – испачкался. Зато воздух после снегопада становится чистым.

Оборудование: чистое блюдце со снегом.

Эксперимент: оставить блюдце со снегом на некоторое время в тепле. Что видите? (снег растаял, превратился в воду. На дне блюдца лежит грязь, соринки). Откуда они взялись в блюдце? Ведь блюдце и снег были белыми и чистыми?

Итак, какой можно сделать вывод. Снег и снежинки собирают пыль и грязь, когда они таят, то все это опадает на дно. Поэтому снег нельзя есть.

Опыт № 11 «Как растянуть воду или можно ли из меньшего получить большее»

Цель: показать, что вода при замерзании расширяется, превращаясь в лед и лед занимает больше места.

Оборудование: формочка, банка с водой, фломастер.

Эксперимент: на внутренней стороне формочки сделать пометку – черточку. Налить воды из банки. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Поставить формочку в морозилку на 2-3 часа. Достать формочку. Попробуйте отыскать пометку. Ее нет, не видно. Оставить формочку со льдом в тепле. Что видите (лед растаял, превратился в воду и отметка снова стала видна).

Вывод: лед занимает больше места, а вода при его таянии меньше.

Опыт № 12 «Почему лед не тонет»

Оборудование: кусочки льда, ведерко с водой.

Эксперимент: бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Лед не тоне, он плавает). Почему лед не тонет? (он легче воды). Что видите во время таяния (пузырьки воздуха).

Вывод: лет состоит из воды, но намного легче ее, поэтому не тонет. А происходит это потому, что при замерзании вместе с водой оказываются крошечные пузырьки воздуха. Они и не дают льдинке утонуть. Поэтому весной лед плавает, а не тонет по реке.

Опыт № 13 «Эксперимент на «плавучесть»

Цель: познание на ощупь свойства вещества - «плавучесть».

Оборудование: глубокий таз с водой, набор вещей из разного по составу материала: железо, бумага, дерево, камень, полиэтилен, пенопласт.

Эксперимент: помещаем по очереди предметы в воду, делаем пометки в таблице.

Железо не плавает, тонет.

Бумага сначала плавает, потом тонет.

Дерево плавает.

Камень не плавает тонет.

Полиэтилен плавает.

Пенопласт плавает.

Вывод: плавучие материалы дерево, пенопласт, полиэтилен.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость.

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Волшебница — вода» Опытно-экспериментальная деятельность: «Волшебница-вода» Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может,.

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Опытно - экспериментальная деятельность в учреждениях ДОУ позволяет вызвать у детей интерес к исследованию природы, а также развивает его.

Опытно-экспериментальная лабораторияОпытно-экспериментальная лаборатория Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человек. Огромную роль в этом.

Опытно-экспериментальная музыкальная деятельность Наше время — это время перемен. Сейчас в России нужны люди,способные принимать нестандартные решения,умеющие творчески мыслить. Ведь только.

Опытно-экспериментальная работа «Здорово быть здоровым»Опытно-экспериментальная работа «Здорово быть здоровым» Актуальность. Выбор темы вызван тем, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом,.

Отчёт о работе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей в детском саду»Отчёт о работе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность детей в детском саду» «Опытно-экспериментальная деятельность детей в детском саду. Взаимодействие воспитателя с родителями в оборудовании уголка экспериментирования»В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»
Опубликовано: 20 августа 2017 в 23:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД