МААМ-картинки

Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ

Татьяна Щербакова
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ

Практическим воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку явилась идея сопровождения, которая в настоящее время реализуется в системе образования, и обрела свою методологическую и организационную форму.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза в ситуациях дошкольного взаимодействия. Сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка, и находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи.

Публикация «Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями, ПМПК ДОУ» размещена в разделах

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его оптимального личностного развития и обучения.

Задачей медико-психолого-педагогического сопровождения является создание условий для максимально успешного обучения в каждом конкретном случае.

В нашем ДОУ создана служба сопровождения по развитию проблемных детей, которая обеспечивает оказание профессиональной систематической помощи.

1. Сотрудничество различных специалистов : педагогов, психолога, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

2. Объединение усилий всех стоящих на стороне дошкольника взрослых.

3. Определение перспективы возможностей на последующих этапах адаптации ребёнка, которая будет способствовать постепенному переводу его из пассивной позиции в активную.

Организационной формой службы был определён психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Основные функции ПМПк :

1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения детском саду.

2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

В состав ПМПк входят : заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели) с большим опытом работы, врач-педиатр (невропатолог, психиатр, медицинская сестра.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

В рамках эксперимента в детском саду была разработана комплексная диагностика, о которой говорилось выше.

На основе комплексной диагностики и анализа проблем ребёнка служба сопровождения (ПМПк) высказала идею о составлении индивидуального маршрута воспитания и обучения, коррекционных программ.

Реализация адресных программ была разбита на шаги (ступеньки, определены цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждого исполнителя службы.

Программа индивидуального сопровождения или индивидуальный образовательный маршрут вырабатывается на консилиуме при коллегиальном обсуждении. Это позволяет:

- изменить состояние ребёнка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция;

- изменить отношение взрослых к ребёнку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях;

- определить позитивные прогнозы взрослых относительно положительных изменений ребёнка.

В апреле - мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае выведения воспитанника в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.

Таким образом, сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная деятельность, в рамках которой обязательно выделяются три взаимосвязанных компонента :

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики, о чём уже упоминалось ранее.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения на основе данных диагностики. Реализация данного компонента предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые находятся в данном учреждении. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, логопеда, психолога, так как их подходы и требования должны ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для этого разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Кроме этого, поддерживается также тесная связь с невропатологом, психиатром, офтальмологом: дети, нуждающиеся в их помощи, всегда в полной мере получают соответствующие консультации и лечение. По мере необходимости поддерживается связь и с другими специалистами.

Таким образом, индивидуализация процесса образования, обучения и воспитания помогает выстроить текущую работу как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия внутри ДОУ.

Взрослые участники учебно-воспитательного процесса – педагоги, логопеды, психолог, дефектологи, администрация, родители – участвуют в нём на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного ребёнка, при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно устанавливают единый подход и стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения.

Прикреплённые файлы:

pmpk-dou_pll58.pptx | 924,17 Кб
 
Публикации по теме:

Детская поэзия как эффективное средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста Ярушина Татьяна Игоревна, воспитатель МБДОУ «Еткульский детский сад «Золотой ключик», с. Еткуль, Челябинская область, Российская Федерация.

Индивидуальная карта развития ребёнка старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Индивидуальная карта развития ребёнка старшего дошкольного возраста 6-го года жизни (в соответствии с ФГОС ДО) №п/п Показатели и критерии.

Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности.

Консультация «Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста» Часто можно слышать от взрослых - Вот выростеш и тогда будешь рассказывать о своем мнении и делать всё что хочешь. Родители не задумываются,.

Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка на ПМПК Педагогическая характеристика на воспитанника средней группы год рождения ___ посещает детский сад ___года. Адаптация ребенка.

Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка на ПМПК Педагогическая характеристика на воспитанника средней группы ___год рождения ___ посещает детский сад с ___ года.

Методическая разработка «Организация работы ПМПК» Организация работы ПМПк В сложной структуре нарушений у детей значительное место занимают речевые расстройства, которые имеют органическую.

Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Выстпление на МО Бутенко.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

Значение сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 10:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД