Лучший педагог года

Организация питания в детском саду

Светлана Гладкова
Организация питания в детском саду

Организация детского питания на прямую связано со столовым этикетом. Правила этикета формируется в раннем возрасте:

-культурно-гигиенические навыки приема пищи;

-психологические аспекты организации питания детей;

-столовый этикет;

-гостевой этикет;

-формирование навыков поведения за столом.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей

Публикация «Организация питания в детском саду» размещена в разделах

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

-1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

-сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

-2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

-сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

-средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом,салфеткой,полоскать рот после еды;

-старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

-продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

-подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Что должен уметь и знать воспитатель :

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

-проводить беседы с родителями о питании ребенка дома;

-выяснять причины возникновения плохого аппетита;

-создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника);

-во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

-уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде);

-уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

-во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

-позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

-уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык ( например во время мытье рук: сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки);

- не следует торопить детей;

-не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Психологические аспекты организации питания детей

Питание детей должно приближаться к домашним условиям:

- за утренним чаем они смогут побеседовать со своими друзьями;

-угостить их принесенными из дома сладостями;

-иметь возможность попробовать оздоровительные коктейли;

- в обед самостоятельно выбирать себе закусочку с «витаминного столика»

Во многих дошкольных учреждениях в последние годы открывают мини-столовые. Это прогрессивный метод, где используется технология семейного стола (взрослые должны есть вместе с детьми, за столом дети должны общаться, за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка, манеры детей за столом обсуждению не подлежат).

Сервировка стола должна быть полной (вилка, нож, разные ложки - столовая, десертная, чайная). Например :устал кушать вилкой салат, можешь доесть его ложкой. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей.

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Одна из характерных черт культурного человека это умение вести себя за столом. Занятия по столовому этикету желательно проводить небольшим числом детей и в присутствии родителей, чтобы решать задачи связанные с созданием единых требований в семье и ДОУ («Посуда и столовые приборы», «Как правильно и красиво накрыть на стол», «Поведение за столом», «Чаепитие за столом»)

Гостевой этикет в ДОУ

-Организация и проведения праздников

-организация празднования дней рождения с обязательным угощением и приготовлением подарков

-проведение отдельных занятий приглашением гостей сказочных и игрушечных героев

-приглашение друзей в гости

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее, радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, ее выбора, приподнесения и принятия подарка. Занятия по данной теме «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки».

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы.

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности-все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей:

-важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

-совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

-шире познает окружающий мир;

-развивается речь;

-приобретают силу и устойчивость психологические функции: внимание, воля;

-приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал».

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению.

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться).

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств»-это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

Публикации по теме:

Проект «Этикет» Подготовила воспитатель:Шилоносова С. И. Продолжительность проекта:1 неделя. Период выполнения:с 27.01.2014. по 31.01.2014. Цель проекта:повышение.

Консультация «Ребёнок за столом» Культура поведения за столом… Пожалуй, каждый человек рано или поздно задумывается на этим вопросом, ведь организация питания напрямую связана.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация питания в детском саду
Опубликовано: 20 сентября 2014 в 19:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД