Организация проектной деятельности в начальной школе (часть 2)

ольга федорова
Организация проектной деятельности в начальной школе (часть 2)

Часть 1

3. Система работы по опыту.

Исходя из вышесказанного, главной целью своей работы по теме: «Организация проектной деятельности учащихся» считаю расширение возможностей самообразования в процессе практического применения знаний, создание условий для расширения познавательных интересов учащихся, научить самостоятельно добывать знания, которые помогут преодолеть затруднения (при различных жизненных ситуациях, и как следствие - повышение мотивации учащихся.

В основные задачи развития общеучебных умений в ходе проектной деятельности, я выделяю:

1. Развитие рефлексивных умений: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ответить на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

2. Развитие поисковых (исследовательских) умений: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у учителя. Находить несколько вариантов решения проблемы.

3. Развитие оценочных умений.

4. Развитие умения и навыков работы в сотрудничестве: взаимопомощь, коллективное планирование.

5. Развитие умения анализировать собственную деятельность

6. Развитие коммуникативных умений: вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

7. Презентовать умения и навыки: монологическая речь, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать па незапланированные вопросы.

Мои первоклассники задавали мне множество вопросов об окружающем мире и этих «почемучкиных» вопросов с каждым днем становилось все больше. Тогда мне пришлось обратиться за помощью к самим ребятам, чтобы они самостоятельно искали ответы на вопросы одноклассников, стремились наблюдать и экспериментировать. Так возникла идея создания детективного агентства «Колобок». Мы придумали эмблему и девиз нашего агентства. Девиз: «Хоть мы и маленькие, но у нас все по-настоящему».

С первых дней работы агентства я учила своих первоклассников, как и откуда можно получить информацию. Это и вопросы самому себе, спросить у взрослого, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и др. При этом очень важно для меня было научить каждого ребенка с уважением относиться к окружающим, не ущемляя его прав, его индивидуальности, чтобы ребенок не закрылся для свободного общения.

Продумала: кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Вначале я старалась сама подбирать необходимый материал по теме проекта, а затем посильную помощь стали оказывать родители, которым я объяснила цель исследований и их результативность.

Выбрав тему, мы с детьми учились, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать ее так, как это делают ученые. Вот вам и «наука в цветочек»! Например, предлагаю задание, подготовить сообщение о том, как зимует медведь и правда ли, что он сосет зимой лапу? Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Собранные сведения тяжело первоклассникам удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма. И здесь на помощь пришли родители. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи, обсуждали проблемы, поднятые на уроках.

После долгой и кропотливой работы над проектом, моим первоклассникам предстояло защитить свой проект.

Защита проектов у нас проходила открыто, с приглашением родителей. Например, на классном часе по итогам первой четверти, на уроках чтения. После выступления проводила обсуждение проектной работы. Давала слушателям возможность задавать вопросы. Родители могли увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получили как родители, так и дети. Ребята с интересом и гордостью рассматривали свои работы и работы одноклассников, показывали их родителям, давали советы и рекомендации.

На всех этапах работы над проектом, я четко осознавала, что основной ожидаемый мною результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. А на практике выяснилось, что имею не один результат, а. по крайней мере, два. Первым можно считать то, что создал ребенок - проект, отчет. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата были хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.

Работа над созданием проекта готовит младших школьников к более глубокому изучению наук. Следовательно, важной задачей для меня является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение строила на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Работу над проектом проводила по 3 этапам:

- организационно-подготовительный;

- поисково-исследовательский;

- итоговый.

В результате проектной деятельности оформила два документа: отчет о деятельности учащихся и о деятельности учителя. И в том, и в другом находят отражение все этапы деятельности, начиная с определения темы и формирования группы.

Обозначила конкретную работу каждого участника проекта, так как оценивается вся деятельность. Кроме того, указала цели и задачи работы, описывала результаты, уточняла, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе.

Итоговая работа школьников, как правило, иллюстрировалась рисунками и фотографиями, созданием презентаций. Многие проекты могут в последующем исполнять роль дополнительного материала на уроках.

Во 2 классе мы с детьми продолжили работу по созданию проектов. Результатом работы стало участие троих моих учеников в первой районной учебно-исследовательской конференции младших школьников, в которой они заняли призовые места.

Обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными.

Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций.

Таким образом, я стала подавать один из главных атрибутов учебного проекта — проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я даю понять, что готова поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы.

Ученикам становится очевидным, что эта проблема очень важна, что ее разрешение остро необходимо. А главное, ребята могут ее решить, если постараются, организуются вместе. Возможно нужно подумать сообща, обследовать, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать. В общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать.

Так «взводится» та пружина, которая должна своей потенциальной энергией «раскрутить» самоорганизующуюся, самоцеленаправленную, самодвижущуюся полезную работу самостоятельной активности учеников, дающую ожидаемые от работы над проектом результаты.

Для успешного проблемного обучения я стараюсь создать следующие условия:

- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения; - сталкиваю противоречия практической деятельности;

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагаю учащимся рассмотреть явление с различных позиций (командира, юриста)

- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения)

- определяю проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские)

- ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками)

Таким образом, мои ученики на уроке становятся в позицию субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания, способы работы с материалом.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре уроки по всем предметам.

4. Выводы.

Работая в системе по методу проекта, я пришла к выводу, что эта работа способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация, развитию исследовательских, личностных и социальных качества.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Универсальность проблемного метода обучения заключается в том, что его могут применять на уроках различных дисциплин как учителя начальных классов, так и учителя средней школы.

В результатах работы по теме отразились требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учащиеся овладели способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Сформировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Активное использование речевых средств и средств ИКТ, различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации. Развились навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Прикреплённые файлы:

proektnaja-dejat-ml-shkolnikov_8j1ic.ppt | 3373,5 Кб | Скачан: 163
 
Публикации по теме:

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Проект урока по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» (3 класс)Проект урока по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» (3 класс) Проект урока «Акула» Л. Н. Толстой 3 класс Автор проекта: Федорова Ольга Витальевна, учитель начальных классов МБОУ Яренская СОШ Архангельской.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Организация проектной деятельности в начальной школе (часть 2)
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 19:02
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....