Колядина Светлана
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группе с учетом ФГОС до
Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Предметно-пространственная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься своим любимым делом.
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды в группе с учетом ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Организация ППРС в нашем детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня развития детей. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, и организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения.
Максимально используется всё пространство группы, которое разделено на определенные центры. Все эти центры при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающего материала: книги, игрушки, материал для творчества, развивающее оборудование и т. д. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно-пространственная развивающая среда группы должна быть привлекательна, интересна, выразительна, содержательно-насыщенна, трансформируема, функциональна, вариативна, доступна, безопасна. Она стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. РППС должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Весь игровой материал находится в доступном для ребенка месте.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.
Вся развивающая предметно – пространственная среда условно поделена на центры.
В центре игры созданы условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр находятся в коробках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и т. д.
Центр творчества. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Центр творчества оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: краски, гуашь, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон, пластилин, пастель, трафареты, доска для лепки, восковые мелки и т. д.
Центр театра оснащен игрушками для настольного, плоскостного и кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра.
Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Центр музыки, как правило, содержит: пианино, гитара, барабан, саксофон, маракасы, металлофон, деревянные ложки.
Спортивный центр обеспечивает потребность ребёнка в движении и физическом развитии. Наряду с традиционным оборудованием (скакалки, мячи разных размеров, кольцеброс, кегли, ребристая доска, массажные коврики, массажные мячи, гантели) в центре находится и нестандартное оборудование (мешочки, наполненные злаковыми культурами для массажа стоп (для каждого ребёнка, «следки» с пуговицами, изготовленное совместно с родителями и детьми.
Центр патриотизма, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны.
Центральное место при организации развивающей предметно-пространственной среды отведено центру краеведения, где дети знакомятся с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, изучают историю родного города и Тамбовской области, знакомятся с символикой.
Центр природы. Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В центре природы дети наблюдают и ухаживают за растениями. Центр природы оснащё н: огород на подоконнике, макет «Деревенский Дворик», уголок дежурств, фартуки, лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы в цветочных горшках, календарь погоды, поделка «Морское дно», выполненная родителями Кирилла Короткова.
В центре безопасности находятся: макет «Дорожное движение», полицейская пилотка, жезл, дидактические игры «Дорожные знаки», «Безопасность», комплекты сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Я знаю, что нельзя» и т. д.
Центр книги включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе; собрана небольшая библиотека: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, портреты писателей и поэтов.
В центре занимательной математики размещены: развивающие игры «Учимся считать», «Цифры», «Сложение и вычитание», наборы первоклассника, счёты, часы, геометрические фигуры и т. д. Я думаю, центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр конструирования размещён в игровой зоне, в котором имеется конструктор «Лего», пластмассовый конструктор. Конструктор «Лего», размещён в корзинках на полочке, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
В центре экспериментирования мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: лупы разных размеров, ёмкости для воды, ёмкость с песком, воронки, цветные стёкла, пробирки, колбы, природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, баночки со злаковыми культурами, которые выращивают в городе и области.
В центре дежурства имеются фартуки, уголок дежурств.
Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Опираясь на собственный опыт работы, могу сказать, что организация предметно-пространственной развивающей среды помогает установить необходимый баланс между НОД, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Из развивающей предметно-пространственной среды группы дети могут получить информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное «Я».