Лучший педагог года

Организация работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Елена Милейко
Организация работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство», губительных эффектов на выходе биосферного сверх – организма, причём в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Публикация «Организация работы с дошкольниками по экологическому воспитанию,» размещена в разделах

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: оттого, какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить систему ценностей во взаимоотношении с природой, противопоставить её господствующей ныне психологии потребления.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний и других сфер деятельности, но началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Поэтому, экологическая культура, фундамент которой составляет знания о природе и практические умения по её охране является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания и образования, так как прививать любовь к природе и бережное отношение к ней надо именно с этого возраста, потому что маленький ребенок впитывает в себя всё как «губка». И то, как он будет относиться к окружающему миру во много зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Эта проблема актуальна и для нашего детского сада. Она является приоритетной в воспитательно – образовательном процессе. Уже несколько лет наш детский сад успешно работает по проблеме экологического воспитания дошкольников, удачно выбрав наиболее приемлемую для себя парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог». На наш взгляд, эта Программа, даёт возможность воспитателю самому отбирать цели и задачи ориентируясь на возраст, актуальность детей, даёт наиболее объёмный запас экологических знаний и умений. В ней хорошо сбалансированы система научных знаний с уровнем развития дошкольника : целевые прогулки, экскурсии, занятия, уход за животными и растениями, наблюдения, знакомства с природой и т. д. – всё это позволяет приобщить ребенка к правильному восприятию, и осознании своего места в окружающей среде, а так же мы широко используем в работе с детьми пособия С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания дошкольников» и «Как приобщать ребенка к природе».

Наш детский сад удачно расположен в лесной зоне, рядом река Обь, на удачном для экскурсии расстоянии находятся два лесных водоёма. А на территории детского сада имеется природное разнообразие интересных объектов: цветы различных видов, муравейник, деревья различных пород, кустарники. У нас постоянно живут, как зимой, так и летом белки, бурундуки, ежи, всевозможные пернатые – это разнообразие позволяет организовать различную деятельность детей в природе. Совместно с детьми и родителями заботливо развешаны скворечники для птиц, кормушки для белок. С любовью и выдумкой была разбита альпийская горка, обустроен уголок песка и воды, проложена экологическая тропа, создан уголок леса. Всё это создаёт благоприятные условия для экологического воспитания детей в детском саду.

Мы, абсолютно согласны, что воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчётливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и д. р.

Для нас в работе с детьми стало главным сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между её участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растёт, даёт потомство, цветёт и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдая за деятельностью взрослых;

- практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная её форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.

Как же организовать деятельность, чтобы реализовать её ведущий мотив - воспитание у дошкольников начал экологической культуры и достичь конкретных целей? Этих целей немало.

- Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.

- Ненавязчивое обучение детей приёмам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

- Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно -следственных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают всё необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребёнка следует формировать активную позицию, желание изменить что - либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Таким образом, именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Осваивая экологические знания, ребёнок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведёт приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – здоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально – личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности, участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Для дальнейшей работы, совместно педагоги разработали диагностические карты, результаты которых помогли им определить цели и задачи и выстроить всю последующую работу.

Одним из важнейших условий реализации поставленных целей и задач является правильная организация развивающей среды природоведческого характера и максимальное использование её в работе с детьми. В группах детского сада созданы все условия для экологического образования детей : имеются уголки природы, в которых представлены необходимые виды комнатных растений, уголок песка и воды, «мини огород на окне» с посадкой зелёного лука, огурцов, помидор, гороха, фасоли и других культур. В обеих группах оформлены календари природы в соответствии с возрастом детей, приобретена и постоянно пополняется «Экологическая библиотека», где находятся различные книги о природе, животных, птицах, насекомых и др. проживающих во всех уголках мира, а так же в природе родного края. Постоянно пополняются дидактические и настольно-печатные игры экологического характера, пособия сделанные руками педагогов (папки-передвижки, альбомы с гербариями различных пород деревьев, трав, лекарственных растений, поделки из природного материала). В старшей группе оформлена мини-лаборатория, где есть коллекции различных семян и плодов, камней, песка, глины, почв, а так же разнообразный бросовый материал для проведения различных опытов и экспериментов.

Для успешного усвоения материала по экологическому воспитанию за основу были взяты те животные и растения, которые постоянно живут в группах и находятся под опекой детей и воспитателей. Уже несколько лет в детском саду для ежедневных наблюдений за животными с помощью родителей был оснащен «живой уголок».

Очень помогает педагогам в работе с детьми созданный с помощью родителей «огород на окне» - это наша маленькая лаборатория. Она облегчает в зимнее – весеннее время организовать работу по циклическим наблюдениям. В нём мы проводим посев огурцов, томатов, гороха, фасоли. После показа и объяснения воспитатели дают возможность каждому ребёнку самостоятельно по всем правилам произвести посев, например томатов. На каждой стадии развития растения обращают внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (больше чем раньше полива, опрыскивания, подкормки, рыхления). С большой осторожностью высаживали в огород детского сада, подвязывали к колышкам и уже без напоминания дети с лейками торопятся в огород к своим посадкам. Рост и развитие растений фиксируются детьми в дневниках наблюдений.

Особое дело, которому воспитатели уделяю особое внимание, это фиксация роста растений в специальных дневниках наблюдений. Дети, под их контролем не только ухаживают и наблюдают за растениями, но и рисуют его в дневниках. Один раз в неделю дети фиксируют изменения в росте и развитии растений. В результате получается дневник, где представлено всё развитие от семечка до плода. Они имеют большое значение: дети учатся обнаруживать изменения в растениях, замечают всё новое в его развитие. Материалы дневников наблюдения интересны для обобщающих занятий, когда весь урожай собран, а по зарисовкам можно вспомнить, как всё начиналось. В зимний период дневники педагоги использую как хороший демонстрационный материал, о предстоящей работе на огороде. Дети с большим удовольствием рассматривают свои рисунки и охотно идут на тематические беседы.

Немаловажное значение воспитатели предаю работе с календарём природы, где дети имеют возможность наглядно проследить за изменениями погоды и жизнью животных, растений, так как календарь природы составлен по временам года и ведётся в течение всего учебного года. Дети сами отмечают состояние погоды, смену сезонов (соответствующие картинкам). Регулярная работа с календарём учит их сравнивать и сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь, развивается речь, логика, появляются устойчивые познавательный интерес к окружающему миру.

Круглый год, особенно в зимний период, дети участвуют в подкормке птиц и белок. На территории детского сада размещено много разных кормушек это прекрасная возможность наблюдать за разнообразием птиц: дятлы, синицы, снегири, оползни и др. и их повадками. А самое главное развивает нравственные качества детей, и готовность практически помочь живым существам.

Для развития углубленного интереса детей к природным явлениям жизни растений педагоги используют дидактические, настольно-печатные и подвижные игры природоведческого характера, репродукции картин, чтения на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина, В. Бианки и т. д.

Для обеспечения непрерывности циклических наблюдений в природе, воспитатели проложили «Экологическую тропу» от детского сада через лесной массив до берега Обского моря. Была составлена её карта, намечены объекты наблюдения. Наши воспитанники имеют возможность постоянно общаться с природой на прогулках, экскурсиях в лес, на берег реки Обь, а специально организованные циклические наблюдения за разными породами деревьев (березой, сосной, кленом, тополем, начиная от развития почки, дети смогли наблюдать «таинства» рождения первых листочков, цветение деревьев, появление семян. Но экологическая тропа даёт возможность проводить с детьми наблюдения в неживой природе (за водой, снегом, льдом, речным песком и галечником). Всё это дети могли хорошо рассмотреть, потрогать, обследовать. А чтобы ответить на возникшие «почему?» по возвращению в группу воспитатели проводят несложные опыты с принесенным материалом (со снегом, льдом, песком и глиной) фиксируя результаты в дневниках наблюдений используя, приготовленные ими, несколько несложных трафаретов. Таким образом они учат детей умению сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

Систематические прогулки и экскурсии в родной лес, на озеро, во время которых воспитанники учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде. Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и птицами, со средой их обитания. Постепенно начинают понимать свою роль в жизни природы, поэтому не ломают ветки, не уничтожают грибы, не ловят насекомых, не шумят на участке детского сада, когда там появляются птенцы.

Особое внимание педагоги, отдают экологическому воспитанию детей, через любовь к Родному краю, малой родине. Так начиная свою работу по воспитанию любви к родному краю через любовь, заботу к родной природе, необходимо, прежде всего, педагогу, хорошо знать его, а также хорошо продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для родного края, что есть только здесь. Воспитатель продумывает, как и через что можно показать связь каждого ребёнка с родным краем. Любой край, область, даже небольшое село интересны. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. В нашем родном крае есть большое разнообразие деревьев, но особое внимание она уделяет таким деревьям, как берёза и сосна. На протяжении всего учебного года воспитатели с детьми наблюдают за этими деревьями, отмечают изменения, которые происходят в разные времена года, заносят их в дневник наблюдений. Играют в подвижные игры для закрепления «Добеги до того дерева, которое назову», «Добеги до того дерева, чью веточку покажу». А также она учит детей находить отличительные особенности этих деревьев. Дети должны запомнить, что берёза - единственное дерево в мире с белым стволом. Воспитатель проводит беседы с детьми - чем полезны эти деревья для человека и для животных, птиц, а также о бережном отношении к деревьям и окружающей природе. Кроме того, они круглогодично наблюдают за явлениями природы, и также заносят изменения в дневник наблюдений. Непосредственные наблюдения помогают детям младшей группы узнать и полюбить природу родного края. Так, знакомя детей с природой малой родины, она не только даёт им конкретные знания, но и старается вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждает этические чувства. Каждый объект природы родного края по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Проводимые ею беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного отношения к родному краю.

Также, в тёплое время года планируются экскурсии и прогулки в лес, к реке, где воспитатель решает ряд задач : познавательной, эстетической и нравственной направленности, а также она знакомит детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе родного края:

- не следует рвать растения растущие в нашем крае;

- нельзя трогать муравейники, гнёзда птиц, живущих в нашем крае, так как муравьи и птицы приносят пользу;

- после наблюдений за животных нужно отпустить их на волю, забирать из леса строго запрещается.

Воспитатель объясняет, какую пользу приносят птицы, и почему следует отпустить животное, насекомое после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнёзда, формируя у детей нравственные качества.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого интереса к ней. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает пение птиц. Очень важна творческая работа детей с природным материалом. Поэтому, во время прогулок необходимо учить детей видеть красоту, неповторимость цветов, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.

Осваивая разнообразные формы и методы работы с детьми, педагоги постепенно привлекают внимание проблеме экологического воспитания их родителей. Много им пришлось приложить усилий, чтобы они стали помощниками в решении поставленных задач. Для них были разработаны анкеты, результаты которых послужили темами бесед на родительских собраниях, консультациях. В родительский уголок помещали советы: как сделать скворечник, кормушку для птиц и белок. Как дома устроить свой «мини-огород на окне» и провести несложные наблюдения совместно с ребёнком. Родители со временем стали проявлять интерес, задавать вопросы, обсуждали вместе с детьми результаты домашних заданий, стали активными участниками во всех мероприятиях детского сада. Уже давно в детском саду стали традицией конкурсы на лучший скворечник или кормушку для белок и птиц, мини выставки поделок из природного материала и т. д. Часто родители сами предлагают свою помощь (вспахать огород, привезти земли для цветников, принести семян цветов и овощей, рассаду). Охотно принимают участие совместно с детьми в экологических акциях, десантах милосердия «Спасаем муравья», «Сохраняем природу – сохраняем жизнь», «Берегите первоцветы», «Чистый берег – чистая душа» и т. д. Задача воспитателей и родителей – подвести к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!

Теперь мы абсолютно уверены, что правильно спланированы цели и задачи грамотно организованная развивающая среда, помощь родителей помогли нам осуществить задуманное.

Публикации по теме:

Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области.

Организация оздоровительной работы с дошкольниками «Организация оздоровительной работы с дошкольниками» Подготовила Скогорева Е. С. В настоящее время существует проблема общей ослабленности.

Совершенствование работы МБДОУ по экологическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Работу с детьми по данной теме я начала с младшего возраста. Знакомила с правилами поведения детей в природе (не рвать без надобности растения,.

Организация проектной деятельности по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Организация проектной деятельности по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. ….великая книга природы открыта перед всеми,.

Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется поэтапно. Этапы работы: 1 этап - подготовительный (методическое.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию дошкольников Грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка.

Фотоотчет о работе по экологическому воспитаниюФотоотчет о работе по экологическому воспитанию Лиходей Наталья Александровна Отчет по экологии. Ни для кого не секрет, что проблема экологии остро воспринимается не только в нашей стране,.

План работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию в ДОУ. План работы с детьми № п/п Мероприятия Цель проведения Дата проведения ответственные 1. Чтение экологических сказок (о воде, о деревьях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Опубликовано: 18 марта 2017 в 19:31
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД