Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку

Ольга Молчанова
Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку

Для осуществления полноценного образовательного процесса, необходимо сформировать развивающую предметно-пространственную среду детского сада (РППС, наполнить ее содержанием, так как РППС это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Изучив опыт работы педагогов-новаторов, внедрили в практику работы несколько новых современных образовательных технологий и методик. Такие как, здоровьесберегающие, ИКТ – технологии, проектирования, а также используя собственные методы и приемы создания положительного эмоционального фона и развития креативности педагогов. Были реализованы проекты «Русская изба»,

Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку

«Бурятская юрта»,

«Картинная галерея», «Зеленая зона» с живым уголком, исследовательской лабораторией и зимним садом. Работа над первыми проектами (с ноября 2011г. по сентябрь 2012г.) позволила проанализировать творческие способности, мобильность, образованность нового педагогического коллектива, а самое главное позволили грамотно и с интересом для детей организовать образовательно-воспитательный процесс. С целью повышения профессиональной компетенции, в вопросе введения ФГОС ДО и организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО, в 2014г. Старший воспитатель О. А. Молчанова участвовала в составе делегации от Республики Бурятия во II Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Детство: политика, методология и практика», проходившем в г. Сочи.

Работа в секции «РППС детского сада в условиях ФГОС ДО», позволила взглянуть на вопрос организации РППС ДОО с другой стороны, в первую очередь со стороны комфортности, уюта для ребенка, и информированности, в эти понятия закладываются все основные принципы организации развивающей среды детского сада. Старшим воспитателем определены перед педагогами основные задачи, РППС должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в МБДОУ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

РППС должна создавать условия для формирования и развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами, развития двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможности самовыражаться. Для реализации этих условий старший воспитатель разработала маршрут развития «Дорожную карту» РППС МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок» (раздел МТБ на сайте ДОО -http://sobolenok.hol.es)

С октября 2012г. по май 2016г., реализованы проекты: зона «Безопасная дорога», «Комната релаксации», мини-музей «Этих дней не смолкнет Слава!»,

зона краеведения «Баргузиноведение», зона познавательного развития, открыта экологическая тропа на участке детского сада и мн. др.

Построение РППС выдвигает на передний план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности ДОО.

Она становится эффективной в случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а также учитывает индивидуальные различия детей. При этом мы исходили из того, что педагогический процесс должен базироваться одновременно на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса) и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).

Для оценивания и подробного анализа РППС, разработаны оценочные таблицы и рекомендации по проведению анализа и оценки РППС, которые составлены по направлениям развития дошкольников: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому, а также охватывают оценку игровой зоны, прогулочного участка, условий организации РППС, соответствия размещения оборудования требованиям СанПиН. Использование табличных форм контроля значительно упрощает процедуру проведения анализа. Система оценки трёхбалльная:

3 балла – полное соответствие программным требованиям, ФГОС ДО, СанПиН;

2 балла – частичное соответствие, отсутствует 1-3 элементов, требующее дополнений;

1 балл – отсутствие или несоответствие, по каким – либо из основных критериев.

Анализ и оценка организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок» на 01.09.2015г.

Соблюдение условий организации РППС в соответствии с ФГОС ДО результат

1 Соответствие материалов и оборудования требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 3

2 РППС прогулочной площадки 2,5

3 Анализ и оценка содержания уголка познавательного развития 3

а) Уголок экспериментирования 2,5

б) Уголок природы 2,5

4 Анализ и оценка содержания уголка творчества (художественно-эстетическое развитие) 3

а) Музыкальный уголок 2

б) Уголок конструктивной деятельности 2,5

в) Уголок театрализованных игр 2,5

5 Анализ и оценка содержания книжного уголка (речевое развитие) 3

6 Анализ и оценка содержания спортивного уголка (физическое развитие) 3

7 Анализ и оценка содержания игровой зоны 3

8 Анализ и оценка содержания зон социально-коммуникативно развития 3

а) Уголок дорожной безопасности 3

б) Уголок пожарной безопасности 3

в) Уголок патриотического воспитания 2,5

9 Анализ и оценка условий организации РППС 3

Для объективной оценки результатов работы коллектива в вопросе формирования РППС ДО, Управляющий Совет ДОО учредил ежегодный конкурс «Лучшая группа года» с переходящим кубком.

Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- организации «зон приватности»;

-предоставления права и свободы выбора;

-создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

-полифункциональности использования помещений и оборудования;

-возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов. ;

- независимости в оценке результатов деятельности.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к ребёнку «Детство- это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 04:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей...
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло...
Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»
Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так...
Фотоотчёт о жизни детей старшей группы «Ягодки — в рот, а кустики с подоконника — в...
«Ягодки - в рот, а кустики с подоконника - в огород! » - фотоотчёт и заметка из жизни детей старшей группы. Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к....
Неделя психологии в детском саду
Дошкольное детство — важный период развития и становления ребенка, именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, как физического, так и...
Конспект занятия по аппликации «Паук»
Программные задачи:Развивать у детей умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом аппликации;...