Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей (10 фото)

Любовь Коржаева
Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей

в старшей группе с ОНР.

Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения,

1 квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» городского округа Шуя.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей» размещена в разделах

Организации развивающей предметно-пространственной среды я уделяю особое внимание, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка.

В соответствии с основными задачами и принципами построения развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОНР в группе я стараюсь рационально расставить мебель, выделить разнообразные центры и уголки. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

Для обогащения словаря детей я использую разнообразный иллюстративно - графический материал: настольно - печатные игры, викторины. В процессе непосредственно образовательной деятельности использую предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов, поэтому в занятия с такими детьми я включаю как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Даю предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использую картины, муляжи, модели и схемы.

Для организации различных форм речевой деятельности применяю кукольный, теневой театры, игры - драматизации по литературным произведениям,

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей

чтение и заучивание стихотворений. В этом помогает наша библиотека.

Фото №1 Организация развивающей предметно пространственной среды способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР

Речевой уголок оборудован столом и полочками.

Фото №2 Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна

Здесь есть все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркало, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, разнообразные пособия и материалы для развития дыхания, мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму,

Фото №3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида городского округа Шуя

игры на развитие слухового анализатора (например «Шумовые кирпичики») и т. д.

Фото №4 РППС Темочки Организации развивающей предметно пространственной среды я уделяю особое внимание так как она является одним из условий полноценного

Материал в речевом уголке меняю регулярно в зависимости от лексической темы недели и задач, стоящих на данном этапе.

В уголке у нас есть «Копилка слов» - своеобразный накопитель наглядного материала.

Фото №5 Развивающая предметно пространственная среда

Накопленные картинки используются для решения большого круга речевых задач: знакомства с лексическим значением слов; группировки картинок под определенные обобщающие понятия; отбора картинок на заданные звуки, находящиеся в разных позициях в словах; отбора картинок, на которых изображены предметы и объекты, названия которых соответствуют определенным слоговым схемам; подбора определений и глаголов к существительным; составления предложений разных конструкций на основе отобранного наглядного материала и др.

В начале учебного года я сделала универсальные бумажные шапочки. По центру полоски бумаги наклеивается круг, в котором делаются две горизонтальные прорези (вверху и внизу). К шапочкам необходим набор картинок или плоскостных фигур (зверей, птиц, цветов, предметов и др.). Я использую картинки из «Копилки слов». В зависимости от поставленных целей в прорези вставляются соответствующие картинки. Дети надевают шапочки на голову и выполняют задания по разным направлениям речевого развития.

Фото №6 РППС развития личности ребенка

С большим интересом дети пользуются дидактическим пособием «Ловись - ловись.», которое я изготовила для решения целого ряда речевых задач. Оно сделано из ширмы с четырьмя сторонами, 4 палочек (удочки) с магнитами, прикрепленными на нитках. На каждую сторону ширмы наклеиваются по две полоски бумаги, которые образуют своеобразные карманы, куда можно вставлять картинки. К пособию также необходим набор картинок с изображением разнообразных предметов, животных, литературных героев. На обратную сторону картинок приклеивается канцелярская скрепка. В течение года количество картинок увеличиваем.

Одним из вариантов игры с целью обогащения словаря является упражнение в подборе картинок к определенному слову - обобщению. Играют от 1 до 4 человек. Первый отбирает картинки с изображением растений; второй – с изображением зверей; третий с изображением насекомых и т. д.

Фото №7 Это позволяет каждому ребенку найти место удобное для занятий и игр комфортное с точки зрения его эмоционального состояния развития речевого общения Фото №8 Для обогащения словаря детей я использую разнообразный иллюстративно графический материал настольно печатные игры викторины

Игровое упражнение на обобщение можно проводить в виде соревнования «Кто соберет больше картинок». В этом случае дети работают с одним словом - обобщением. Картинки, которые подходят к обозначенному обобщению, складываются в кармашки. Пойманные на магнит картинки, не относящиеся к заданному обобщению, откладываются в сторону. Можно предложить детям задания на подбор глаголов или определений к изображениям.

С целью активизации словаря детей я изготовила тренажер речевой активизации. Он представлен в виде домика с окошком для картинки и полоски для размещения на них карточек. При работе ребенок может увидеть не только слово, но взять его в руки подержать на ладошке, составить с ним предложение. В домике предложений – ставят любую предметную картинку, которую надо оживить (изображению на ней придумать дело, действие). Действие обозначается волшебным четырехугольником с двумя полосками в середине – дорожкой.

Ребенок должен составить как можно больше простых предложений, чтобы усвоить понятия «предмет» и «действие». Аналогично использую его для расширения словаря прилагательных.

Фото №9 В процессе непосредственно образовательной деятельности использую предметные и сюжетные картинки

Таким образом, регулярное использование и пополнение развивающей предметно - пространственной среды, способствует более качественному и прочному усвоению детьми словарного запаса русского языка.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей
Опубликовано: 20 января 2015 в 21:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД