Организация семейного клуба в детском саду

елена осипова
Организация семейного клуба в детском саду

Организация семейного клуба в детском саду как способ

эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Дошкольное детство — значимый период в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Это время, когда закладываются основы психического и физического здоровья, формируются навыки социального взаимодействия, развиваются психические процессы. Эффективность данного периода обеспечивается ранним началом воспитательно-образовательной работы с ребенком, подбором средств, методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагогической помощи и поддержки семье и ребенку. Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Приходится констатировать, что уменьшение численности детских садов, групп раннего развития наряду с увеличением очереди на устройство в муниципальные учреждения и другие причины привели к существенному снижению доступности услуг дошкольного образования. Соответственно, родители и дети не имеют возможности систематически взаимодействовать со специалистами (педагогами, психологом, логопедом, чтобы отследить своевременность развития ребенка, получить необходимую информацию о нем, рекомендации по различным вопросам, возникающим у родителей в процессе воспитания. Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.

В последние годы прилагаются усилия по повышению доступности

дошкольного образования как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе адаптационных групп, групп раннего развития, кратковременного пребывания, созданию консультационных пунктов, родительских клубов.

Родительский клуб — одна из форм оказания консультативной помощи семье ребёнка дошкольного возраста. У родителей возникает масса вопросов, ответы на которые не всегда они могут получить из квалифицированных источников. Клуб может быть организован для родителей детей посещающих дошкольное учреждение, так и для родителей детей, не посещающих детский сад. Некоторые родители с момента поступления детей в дошкольное учреждение переносят всю ответственность за воспитание и развитие ребенка на плечи педагогов, предъявляют необоснованные претензии, требования как по отношению к воспитателям группы, так и ко всему детскому саду в целом. Кроме того, родители оказываются недостаточно осведомленными в различных вопросах воспитания ребенка. Во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте развивать и воспитывать малыша, относятся к этому без должного внимания. Упускают сенситивные периоды сенсорного, речевого развития ребенка, не уделяют внимание привитию культурно-гигиенических и коммуникативных навыков, формированию привычек, недооценивают или переоценивают возможности ребенка, не знают об особенностях протекания возрастных кризисов, не умеют выстраивать эффективные стратегии собственного поведения в эти периоды.

Цель деятельности клуба: оказание психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи:

1. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в поиске адекватных

путей, средств, методов воспитания и обучения.

2. Способствовать установлению партнерских отношений ДОУ с семьей.

3. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.

Консультационная работа строилась на основе следующих принципов:

— установления в процессе общения атмосферы доверия и уважения;

— максимально полного использования опыта родителей;

— актуальности знаний;

— сотрудничества;

На заседания клуба приглашаются все желающие родители, о которых сообщается заранее через объявления, буклеты.

В рамках деятельности клуба с родителями и детьми активно работают педагог-психолог, врач, логопед, заведующий и другие сотрудники ДОУ. Родителям предлагаются разные формы консультативной помощи в групповом и индивидуальном режимах. Очень важную функцию выполняет первая (организационная) встреча — знакомство участников, выявление запросов и ожиданий родителей, снятие психологических барьеров, определение режима работы. Опыт показывает, что удобнее для всех проводить консультации-встречи один раз в месяц, в определенный день, согласованный со всеми родителями — участниками клуба (например, последний четверг каждого месяца, по тематическому плану, который составляется по итогам изучения потребностей, запросов и ожиданий. Занятия рассчитаны на 40-50мин. по необходимости дальше проводится индивидуальное консультирование по запросу родителей.

В работе клуба используются разнообразные методы и приемы активизации родителей: постановка проблем, предложение для обсуждения различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, опыта работы, анализ педагогических ситуаций, проведение тренингов, практических занятий и др. Обязательное завершение встречи — подведение итога, рефлексия. Примерные темы заседаний родительского клуба: «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка», «Как играть с ребенком дома», «Что умеет и знает Ваш малыш», «Мама, папа, я – дружная семья», «Особенный ребёнок», «Права ребёнка и родителя», «Безопасность» и др. Для эффективности деятельности необходимо обеспечить:

наличие системы в работе (определен режим, состав специалистов, методическое и дидактическое обеспечение);

— стабильный состав родителей — участников клуба, открытость и доступность посещения занятий для всех заинтересованных лиц, возможность получения индивидуальной консультации;

— разнообразные виды деятельности в рамках встреч;

— поддержка группы, снятие уникальности ситуации в вопросах и проблемах воспитания ребенка, обстановка доброжелательности, принятия ошибок, взаимопомощь;

— возможность проверить на практике (взаимодействие с ребенком) полученную информацию, оценить ее эффективность на протяжении определенного промежутка времени, сообщить консультанту о результатах ее использования;

— высокая мотивация родителей к взаимодействию со специалистами детского сада, доверие консультантам.

Эффективность деятельности выявляется с помощью опроса, анкетирования родителей в конце года.

Литература:

1. Запорожец И. Ю Психолого-педагогические гостиные в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 72 с.

2. Захарова Т. Н., Сурова Т. Н. Клуб успешной адаптации для родителей детей раннего возраста в период подготовки к поступлению их в дошкольное образовательное учреждение: Методические рекомендации Ярославль, 2008.

- 110 с.

3. Рогалёва Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120 с.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Организация семейного клуба в детском саду
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 11:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День Защитника Отечества — фотоотчет
Ранее опубликованный сценарий, 22. 02. 2017 воплотился в жизнь. Предлагаю вашему вниманию мини-отчет Огромная благодарность родителям, это самые...
Творчество педагогов. Мой взгляд со стороны
В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,...
Фотоотчет о проведении праздника «День Защитника Отечества».
Воспитать детей патриотами своего Отечества, сильными, смелыми, ловкими, умелыми, дружными, активными … – вот посильные задачи для педагога. На наш...
Фотоотчёт «Наши будни и праздники»
Американский философ и поэт Р. У. Эмерсон писал: "Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик...
Фотоотчет «Зимние забавы»
Наступила долгожданная зима. На улице так красиво -снег искрится под яркими лучами солнца, снежинки кружатся в красивом вальсе и медленно падают. Ведь в это...