Организация семейного клуба в детском саду

елена осипова
Организация семейного клуба в детском саду

Организация семейного клуба в детском саду как способ

эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Дошкольное детство — значимый период в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Это время, когда закладываются основы психического и физического здоровья, формируются навыки социального взаимодействия, развиваются психические процессы. Эффективность данного периода обеспечивается ранним началом воспитательно-образовательной работы с ребенком, подбором средств, методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагогической помощи и поддержки семье и ребенку. Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Приходится констатировать, что уменьшение численности детских садов, групп раннего развития наряду с увеличением очереди на устройство в муниципальные учреждения и другие причины привели к существенному снижению доступности услуг дошкольного образования. Соответственно, родители и дети не имеют возможности систематически взаимодействовать со специалистами (педагогами, психологом, логопедом, чтобы отследить своевременность развития ребенка, получить необходимую информацию о нем, рекомендации по различным вопросам, возникающим у родителей в процессе воспитания. Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.

В последние годы прилагаются усилия по повышению доступности

дошкольного образования как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе адаптационных групп, групп раннего развития, кратковременного пребывания, созданию консультационных пунктов, родительских клубов.

Родительский клуб — одна из форм оказания консультативной помощи семье ребёнка дошкольного возраста. У родителей возникает масса вопросов, ответы на которые не всегда они могут получить из квалифицированных источников. Клуб может быть организован для родителей детей посещающих дошкольное учреждение, так и для родителей детей, не посещающих детский сад. Некоторые родители с момента поступления детей в дошкольное учреждение переносят всю ответственность за воспитание и развитие ребенка на плечи педагогов, предъявляют необоснованные претензии, требования как по отношению к воспитателям группы, так и ко всему детскому саду в целом. Кроме того, родители оказываются недостаточно осведомленными в различных вопросах воспитания ребенка. Во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте развивать и воспитывать малыша, относятся к этому без должного внимания. Упускают сенситивные периоды сенсорного, речевого развития ребенка, не уделяют внимание привитию культурно-гигиенических и коммуникативных навыков, формированию привычек, недооценивают или переоценивают возможности ребенка, не знают об особенностях протекания возрастных кризисов, не умеют выстраивать эффективные стратегии собственного поведения в эти периоды.

Цель деятельности клуба: оказание психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи:

1. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в поиске адекватных

путей, средств, методов воспитания и обучения.

2. Способствовать установлению партнерских отношений ДОУ с семьей.

3. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.

Консультационная работа строилась на основе следующих принципов:

— установления в процессе общения атмосферы доверия и уважения;

— максимально полного использования опыта родителей;

— актуальности знаний;

— сотрудничества;

На заседания клуба приглашаются все желающие родители, о которых сообщается заранее через объявления, буклеты.

В рамках деятельности клуба с родителями и детьми активно работают педагог-психолог, врач, логопед, заведующий и другие сотрудники ДОУ. Родителям предлагаются разные формы консультативной помощи в групповом и индивидуальном режимах. Очень важную функцию выполняет первая (организационная) встреча — знакомство участников, выявление запросов и ожиданий родителей, снятие психологических барьеров, определение режима работы. Опыт показывает, что удобнее для всех проводить консультации-встречи один раз в месяц, в определенный день, согласованный со всеми родителями — участниками клуба (например, последний четверг каждого месяца, по тематическому плану, который составляется по итогам изучения потребностей, запросов и ожиданий. Занятия рассчитаны на 40-50мин. по необходимости дальше проводится индивидуальное консультирование по запросу родителей.

В работе клуба используются разнообразные методы и приемы активизации родителей: постановка проблем, предложение для обсуждения различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, опыта работы, анализ педагогических ситуаций, проведение тренингов, практических занятий и др. Обязательное завершение встречи — подведение итога, рефлексия. Примерные темы заседаний родительского клуба: «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка», «Как играть с ребенком дома», «Что умеет и знает Ваш малыш», «Мама, папа, я – дружная семья», «Особенный ребёнок», «Права ребёнка и родителя», «Безопасность» и др. Для эффективности деятельности необходимо обеспечить:

наличие системы в работе (определен режим, состав специалистов, методическое и дидактическое обеспечение);

— стабильный состав родителей — участников клуба, открытость и доступность посещения занятий для всех заинтересованных лиц, возможность получения индивидуальной консультации;

— разнообразные виды деятельности в рамках встреч;

— поддержка группы, снятие уникальности ситуации в вопросах и проблемах воспитания ребенка, обстановка доброжелательности, принятия ошибок, взаимопомощь;

— возможность проверить на практике (взаимодействие с ребенком) полученную информацию, оценить ее эффективность на протяжении определенного промежутка времени, сообщить консультанту о результатах ее использования;

— высокая мотивация родителей к взаимодействию со специалистами детского сада, доверие консультантам.

Эффективность деятельности выявляется с помощью опроса, анкетирования родителей в конце года.

Литература:

1. Запорожец И. Ю Психолого-педагогические гостиные в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 72 с.

2. Захарова Т. Н., Сурова Т. Н. Клуб успешной адаптации для родителей детей раннего возраста в период подготовки к поступлению их в дошкольное образовательное учреждение: Методические рекомендации Ярославль, 2008.

- 110 с.

3. Рогалёва Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120 с.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Организация семейного клуба в детском саду
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 11:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...