МААМ-картинки

Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.

Снежана Рябченкова
Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.

Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.

Прежде, чем говорить о духовно-нравственном воспитании, необходимо выяснить, что собой представляют понятия «нравственность» и «духовность». Исследования Т. И. Петраковой показали два подхода к происхождению морали. Основанием нравственности полагаются или требования действительности, когда источником нравственности провозглашается сам человек, дйствующий независимо от высшего авторитета или высшей цели, или безусловное и внеисторическое религиозное начало (Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 37-40). В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своих исследованиях определяют духовность человека как «его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» (Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. 334-335).

Публикация «Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период,» размещена в разделах

Православная педагогика рассматривает духовно-нравственное воспитание как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом через воздействие благодати и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека. По мнению игумена Георгия Шестуна понятие «духовно-нравственное» в святоотеческом наследии почти не встречается, потому что обычно происходит различение душевности как стремления к добру и духовности как стремления к истине. Такой взгляд задает направления воспитания: духовного вверх, к Богу, а нравственного от себя к людям. Православная педагогика подразумевает под духовным воспитанием воссоздание общей жизни человека с Богом-Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа, а под нравственным воспитанием - содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирование целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию. Конечной целью воспитания является спасение личности, то есть ее правильное становление как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующихся благодаря совместному действию благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Православное воспитание, как и светское невозможно без развития личности ребенка, но, по мнению православной педагогики «развитие вне спасения – самореализация, питающая человеческую гордость. Развитие в рамках спасения реализуется в формах служения и жертвенности».

Основные педагогические понятия, связанные с духовно-нравственным воспитанием в секуляризованной и православной педагогике, являющейся основой воспитания XIX века, трактуются неоднозначно.

При сравнении светского и православного понимания воспитательных терминов, можно сделать определенные выводы.

1. По цели воспитания. Светская педагогика конечной целью воспитания ставит идеал всестороннего и гармонического развития личности, который в последнее время заменяется идеалом «общечеловеческих ценностей», являющихся не абсолютными, а подвижными и размытыми ориентирами.

Цель православного воспитания совпадает с высшей целью жизни – спасением души. Путь к спасению – стремление к святости, обожению при содействии Благодати.

2. По задачам воспитания. Не признавая в человеке бессмертной души, светская педагогика воспитывает ребенка только для земной жизни, материального благополучия, профессиональной деятельности, нравственного совершенствования.

Православная педагогика не отрицает земных задач, но ставит их в иерархическое подчинение высшей цели жизни, готовит ребенка «к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» (Зеньковский Василий (прот.) Педагогика. М., 1996. с. 40).

3. По условиям воспитания. Светское понимание терминов основывается на материалистическом понимании человека, поэтому ставит, прежде всего, задачу по улучшению среды, правильной организации жизни и деятельности детей. Главными помехами в воспитании считаются неорганизованная среда и генетические особенности.

В православном понимании человек – образ и подобие Божие, поэтому кроме создания необходимых для роста и развития условий, необходима Божия благодать, получаемая прежде всего человеком в Церкви.

4. По приоритетам видов воспитания. Всесторонность и гармоничность светского воспитания ставит нравственное, умственное и физическое воспитание на один уровень, что приводит к тому, что разные системы могут выбирать приоритетом один вид воспитания за счет другого.

Иерархичная целостность души, лежащая в основе православной педагогики не отрицает полноценное развитие всех сторон человека, но требует, чтобы более важное не было принесено в жертву менее существенному.

Проведя сравнительный анализ основных педагогических категорий, можно говорить о том, что православная педагогика рассматривает воспитание через категории вечности и бессмертия, а секуляризованная педагогика с точки зрения ограниченной рамками земной жизни.

Публикации по теме:

«Использование проектных технологий как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников». Самообразование Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Отчет об экспериментальной работе по программе духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся Министерство образования и науки Республики Тыва МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла РТ» ОТЧЕТ об апробации Комплексной.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки» Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Добрые сердечки» Программа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница»Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период.
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 22:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД