Получи документы

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации

Елена Ершова
Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации

В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая культура» применительно к руководителям дошкольных образовательных организаций, а также некоторые наблюдения за процессом формирования управленческой культуры руководителей в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: культура, управление, управленческая культура, формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации.

Публикация «Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Реформирование современного общества, системы социальных и экономических отношений закономерно повлекло за собой также и изменения (новации и инновации) в системе дoшкoльнoгo oбразoвания, которые, в свою очередь, обусловили возросший уровень требований к уровню общекультурной, образовательной, социальной и профессиональной компетентности руководителей дошкольного образования.

И в тоже время аналитики делают неутешительные выводы относительно низкой практической готовности значительной части современного менеджмента дошкольного образования к результативной (эффективной, продуктивной) деятельности, к принятию адекватных управленческих решений.

Актуальной признается проблема дефицита культуры : и мировоззренческой, и политической, и моральной, и правовой, и экономической, и управленческой и т. п.

Итак, что же такое «культура», «культура управления», «управленческая культура»?

«Культура - (от лат. cultura - возделывание; воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [14. С. 457].

Термины «культура управления», «управленческая культура» в последнее время приобретают все большее распространение.

Ими все шире пользуются ученые и практики (Т. М. Горюнова, Ю. Палеха, В. А. Сла-стенин, Н. М. Таланчук, Р М. Чумичова, М. И. Фалюшина [4; 9; 10; 11; 12; 13] и др.).

Культура управления, по нашему мнению, - это интегративная характеристика управленческой деятельности руководителя дошкольного образования, которая является частью его профессиональной культуры и составляет такую совокупность особенностей индивидуального творческого управления, которая обеспечивает ситуацию поиска новых механизмов реализации управленческих функций с целью достижения нового качества индикативных показателей образовательной системы, а также в развитии образовательного процесса и его субъектов: педагога (как субъекта воздействия) и ребенка (как субъекта освоения, интериоризации).

Понятия «управленческая культура» [1; 2; 3] и «культура управления» [4; 5; 6; 7; 8], близки по смыслу, но не идентичны.

Первое - «управленческая культура» - означает профессионально-личностные качества руководителя [1; 2; 3], второе - «культура управления» - особенности управленческой деятельности в конкретной образовательной организации [4; 5; 6; 7; 8]. При несомненном признании относительности такого распределения смыслов управленческая культура обусловливает, «окрашивает» [7] культуру управления личностью руководителя.

Поэтому для руководителя дошкольной образовательной организации исключительно важным является осознание того, что управленческая деятельность в контексте культуры является творческим процессом, ее результаты имеют индивидуальный, творческий характер, а регуляция профессиональных взаимоотношений обусловливается набором принятых ценностей и способов деятельности. Необходимо овладеть умением находиться в ситуации постоянного творческого поиска альтернативных, инновационных, личностно-ориентированных способов реализации функций управления; обеспечить управленческой деятельности системность, социальную ориентированность, научность, синерге-тичность, оптимальность результатов; инициировать достижение новых качественных и количественных индикативных характеристик в развитии ребенка, педагогов, образовательного процесса.

Чтобы руководить педагогическим коллективом, перед которым в настоящее время поставлены такие задачи, необходима новая профессионально-управленческая компетентность руководителя дошкольной образовательной организации. Это «руководитель-лидер», «руководитель- менеджер»!

Профессионально-управленческую компетентность «лидера», «менеджера» отличают широкий кругозор, инициативность, общая культура. Эти качества помогают заведующему дошкольной образовательной организацией оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и распределять их обязанности, стимулировать профессионально-педагогическую деятельность каждого сотрудника в приоритетных направлениях, определяемых программой развития.

Современный руководитель дошкольной образовательной организации - это руководитель, обладающий высокой культурой профессионально-управленческой деятельности. Под управленческой деятельностью и (или) под управлением, большинством ученых и практикующих специалистов понимается, во-первых, определенный, самостоятельный вид профессиональной деятельности и, во-вторых, способ перевода образовательной системы в качественно новое состояние путем воздействия на количественные и качественные характеристики ее компонентов (на объекты и субъекты).

Описание управленческого цикла состоит из а) объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат); б) субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; в) прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждение, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т. п.); г) механизмов воздействия субъекта управления на объект (проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ).

Показателями культуры управленческой деятельности руководителя выступают сущностные критерии.

К ним относятся:

- во-первых, целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

- во-вторых, системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса, представленных в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях);

- в-третьих, статистические подходы в управлении (например, методы диагностики и статистического контроля);

- в-четвертых, вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие»;

- в-пятых, альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.

Если управленческая деятельность приводит образовательный процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений образовательной системы и модели управления.

Целостность образовательной системы, по мнению Р М. Чумичевой [13], обеспечивается:

- «деревом целей», пронизывающих концепцию, программу развития ДОУ, комплексную образовательную программу ДОУ, годовой план руководителя, календарно-тематические планы воспитателей и специалистов;

- индивидуальными педагогическими (образовательными) технологиями, которые используются в образовательном процессе (методы, приемы, способы деятельности, формы организации деятельности, принципы создания образовательно-социализационного пространства);

- контролем за статичными и изменяющимися качественными характеристиками объектов педагогической системы относительно стандартов образования и субъектов на основе диагностических методик;

- знанием и учетом специфических и педагогических закономерностей, отражающихся на качестве образовательного процесса и развитии личности ребенка и педагога (профессионала).

Таким образом, для формирования и достижения высоких результатов в управленческой деятельности, руководителю ДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность его работы.

Существуют определенные нормы деловых отношений руководителя и педагогов в образовательной организации.

Во-первых, это традиции, т. е. сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными. Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.

Во-вторых, этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры каждого человека. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств. Создание делового сотрудничества в коллективе - процесс длительный и сложный. Он зависит, в первую очередь, от руководителя этого учреждения, его умения организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.

В-третьих, нравственные качества руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения - его основная задача. От современного руководителя требуется умение находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений; влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе; общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.). Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.

«Лицо» дошкольной образовательной организации определяет его управленческий и педагогический персонал. А создают из отдельных профессионалов коллектив, сплачивают и превращают его в работоспособную творческую силу - заведующий и старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель отвечают за организацию целостного образовательного процесса в образовательной организации. Именно поэтому манера, стиль управленческого поведения руководителя, настойчивость, целеустремленность и последовательность - важнейшие качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности, создающей деловые отношения и определяющей их позитивную, пассионарную нацеленность.

Поведение руководителя дошкольного учреждения - своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.

Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы, и создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие - меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способностями налаживать контакты и взаимопонимание с подчиненными.

Остановимся на нравственных качествах руководителя и рассмотрим конкретно личностные и профессионально-значимые нравственные качества руководителя, способствующие построению целесообразных взаимоотношений в рамках организации образовательного процесса.

По мнению Э. А. Уткина [1; 2], ведущей характеристикой личного облика («лика») руководителя дошкольной образовательной организации является нравственная характеристика, которую можно представить, как состоящую из трех групп качеств и (или) в трех измерениях:

1. Общие нравственные качества: патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа; гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.

2. Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми; нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль; профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза; коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность; мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.

3. Специфические нравственные качества: трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность - единство слова и дела; щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям; оптимизм - вера в свой моральный выбор; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.

В других исследованиях мы находим многочисленные совпадения с вышеприведенной точкой зрения. Например, Р Х. Шакуров [3; 5] утверждает, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая значимость для педагогического персонала этих качеств руководителя объясняется, вероятно, тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей каждого члена социальной группы, который именно этого ждет от своего лидера.

Отсутствие у руководителя дошкольной образовательной организации тех или иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.

Важно отметить, вслед за такими исследователями, как А. К. Бондаренко, Л. В. Позд-няк, В. И. Шкатулла [2], что специфика дошкольной образовательной организации состоит в том, что взаимоотношения, которые культивируются управленческим и педагогическим персоналом, переносятся и на отношение к детям и среди детей.

Поэтому, формируя управленческую культуру и осуществляя управление в качестве руководителя дошкольной образовательной организации, заведующий ДОУ, должен всегда иметь в виду, что он создают ту среду, то социально-образовательное пространство, в котором все участники образовательного процесса познают и осваивают актуальную социально-образовательную действительность.

Список литературы

1. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : АСТ, 1996. - 68 с.

2. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - М. : «Просвещение», 1984. - 78 с.

3. Дик, Н. Ф., Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 86 с.

4. Горюнова, Т. М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования : дис.. канд. пед. наук [Текст] / Т. М. Горюнова. - Нижний Новгород, 2002. - 218 с.

5. Ерофеева, Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях по-липрограммносты и вариативности [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. -2000. - № 7. - С. 78-81.

6. Коломинский, Н. Л. Психология менеджмента в образовании (социально-психологический аспект) : монография [Текст] / Н. Л. Коломинский. - М. : Юристъ, 2000. - 286 с.

7. Крутой, К. Л. Мониторинг как современное средство управления качеством образования в дошкольном учреждении : монография [Текст] / К. Л. Крутой. - М. : Липс. ЛТД, 2006. - 172 с.

8. Культурология : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.

9. Палеха, Ю. Ключи к успеху или организационная и управленческая культуры : учеб. пособие [Текст] / Ю. Палеха. - 2-е изд., дополненное. - М. : Изд-во Европ. ун-та, 2002. - 337 с.

10. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов [Текст] / В. А. Сласте-нин. - М. : Новая шк., 2000. - 512 с.

11. Таланчук, Н. М. Системно-функциональная теория управления воспитательном процессе [Текст] / Н. М. Таланчук // Воспитание - синергетическая система ориентиро-

ванного человековедения: базисная концепция воспитательного процесса в школе. - Казань: Дом печати, 1998. - 381 с.

12. Фалюшина, Л. И. Управление дошкольного образовательного учреждением : соврем. аспект [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М. : Пед. об-во России, 2003. - 80 с.

13. Чумичева, Р. М. Управление качеством дошкольного образования [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 342 с.

14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Русские словари, АСТ, Астрель, 2007. - 957 с.

Ершова Елена Владимировна - студент 3-ого курса магистратуры, «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ, МБДОУ ДС № 421, г. Челябинск, воспитатель.

Публикации по теме:

Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.

Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательной организации Конкурс "Педагогический дебют - 2016" В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Развитие.

Творческая работа «Управленченская культура руководителя дошкольной организации» СВОД НЕГЛАСНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В работе с коллективом: 1. Задавать тон профессиональному ровному общению.

Управленческая культура руководителя дошкольной организации Конкурс "Педагогический дебют - 2016" Во все времена управленческая культура руководителя имела особую ценность. В настоящее время это особенно.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических.

Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации Важнейшей задачей музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 15 января 2017 в 21:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД