МААМ-картинки

Особенности графических навыков детей с интеллектуальной недостаточностью

Ольга Виноградова
Особенности графических навыков детей с интеллектуальной недостаточностью

Для выполнения любого рисунка необходимо наличие:

• во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях;

• во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т. п.).

«Иначе говоря, требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков».

Карандаш в руках ребенка является сам по себе прекрасным регистрирующим инструментом.

Публикация «Особенности графических навыков детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Шкала реакций, которыми ребенок отвечает на карандаш и бумагу, начиная с первого месяца жизни и вплоть до конца дошкольного периода, изумительным образом подтверждает закономерное наступление последовательных фаз развития. Ребенок с поразительным постоянством держится как раз на уровне характерной для его возраста психомоторики; дети, достигшие одинаковой ступени нервно-мышечной зрелости, чрезвычайно напоминают друг друга своими рисунками.

А. Гезелл в своих работах отразил последовательный прогресс в обращении с карандашом и бумагой:

0 - 1 месяц. Рефлекторно зажимает карандаш в руке, но не глядит на него.

0 - 3 месяца. Реагирует на карандаш все более усложняющимися движениями ручек, но не глядит на него.

3 - 5 месяцев. Нарастающая координация глаза и руки. Зажимает бумагу (между ручками). Поднимает карандаш под влиянием осязательного стимула.

6 - 9 месяцев. Тянется к карандашу, завидя его. Размахивает им и стучит. Мнет бумагу. Еще не водит карандашом по бумаге. Тянет ручку в рот.

9 - 12 месяцев. Бьет карандашом по бумаге и, задевая ее, оставляет на ней легкие штрихи. Смотрит, но очень не долго, на то, как экспериментатор чертит на бумаге каракули.

12 - 18 месяцев. Чертит штрихи, подражая экспериментатору. Судорожно двигает карандашом; получившиеся на бумаге штрихи привлекают на мгновение его внимание.

18 - 21 месяц. Спокойно рисует каракули. Грубая попытка провести вслед за экспериментатором вертикальную черту. Различает прямую и круговую линии.

24 - 30 месяцев проводит в процессе подражательного рисования вертикальную черту. Способен заниматься рисованием более продолжительное время.

30 - 36 месяцев подражая рисованию креста, делает несколько штрихов и каракулей, но не может дать пересечение линий.

36 - 48 месяцев проводит в подражание экспериментатору горизонтальную черту. Пытаясь вслед за экспериментатором нарисовать крест. Пересекает линии. Копирует с предложенного образца круг.

48 - 60 месяцев срисовывает крест, срисовывает квадрат. Рисует «человека». При срисовывании с образца начинает отличать прямой крест от косого.

Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. Графические умения и навыки, столь необходимые для изобразительной деятельности, требуют тонких и сложных дифференцировок, единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.

Итальянский психолог К. Риччи считал, что изобразительная деятельность в своем развитии проходит два этапа:

1 этап доизобразительный - стадия штрихов, каракулей, беспорядочное изображение отдельных элементов.

2 этап изобразительный, который, в свою очередь, делятся на несколько стадий: схематичное рисование; стадия «чувства формы и линии», стадия так называемого «правдоподобного изображения», высшая стадия развития рисунка.

Казакова Т. Г., Сакулина Н. П. характеризуя изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста, отмечают, что ребенок в возрасте после года приобретает возможность удерживать в руке карандаш и водить им по бумаге. Он быстро и крепко, всем кулачком выхватывает карандаш и начинает хаотично двигать им по столу, часто минуя лист бумаги. Ему трудно координировать свои движения и ритмично заполнять пространство листа. Направления и характер штрихов вначале непреднамеренны, случайны, хаотичны. В этом возрасте ребенок не может регулировать силу нажима на карандаш: в одних случаях наносимые им штрихи едва заметны, в других – кончик карандаша прорывает бумагу. Постепенно движения руки с карандашом все более координируются.

Дети 1 года 6 мес. — 2 лет все чаще замечают следы на бумаге, они пытаются дать название первым изображениям. Исследователи подробно описали постепенно изменяющийся характер движений, производимых ребенком в процессе рисования. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями. После этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются. Появляются зигзаги, которыми ребенок покрывает весь лист. Затем дети начинают овладевать вращательным движением, в результате чего получаются неотрывные спирали, мотки, увеличивающиеся в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий и все чаще возникают более четкие графические изображения. По мере накопления ребенком жизненного опыта графические формы ассоциируются у него с предметами и явлениями окружающего мира.

Этот период деятельности важен, так как от манипуляций с карандашом они постепенно переходят к изображению предметов, явлений окружающей действительности.

Дети от 2 лет до 2 лет 6 мес. с интересом и удовольствием рисуют, однако не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах. В этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении предмета. Рука неуверенно держит карандаш. Иногда появляются изображения неопределенных форм, которым ребенок дает различные названия. Ассоциации возникают по цвету, по характеру формы, но эти ассоциации неустойчивы и быстро исчезают. Если ребенок узнает очертания знакомого предмета, он эмоционально его воспринимает: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает сидящим рядом, взрослому.

Дети от 2 лет 6 мес. до 3 лет увереннее держат карандаш, уже сами могут что-то изобразить. Появление линий, простейших форм доставляет детям большое удовольствие, они уже могут назвать, что получилось. Узнавание — новый этап в развитии изобразительной деятельности. Так, штрихи, линии иногда называют дождиком, палочками, округлые формы — мячиками, орешками для белочки. На вопрос что нарисовано или вылеплено некоторые дети отвечают: дорожки, огоньки, лепешки и т. д. И в то же время наблюдается неустойчивость ассоциаций.

Для детей четвертого года жизни характерно более высокая ступень конкретно-образного мышления. На основе ранее приобретенного опыта малыши продолжают осваивать изобразительные навыки, умения. Рисунки, характеризует четкость изображений, поскольку дети уже овладели некоторыми формообразующими движениями. Возникают изображения предметов, которые можно определить по конкретным признакам. Дети передают различные формы: округлые, прямоугольные, шарообразные. По предложению воспитателя, по своему замыслу, хотя он еще может быть и неустойчив, они могут изобразить какой-либо предмет.

Формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит по законам нормального развития, но имеет специфические особенности. Это относится и к изобразительной деятельности. А. Гезелл, отмечает, что в рисунках детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается хронологический сдвиг, вскрывая, таким образом, систематическое отставание.

Однако есть и особенности.

При грубых нарушениях мелкой моторики дошкольники с интеллектуальной недостаточностью затрудняются удерживать в руках карандаш. Несформированность мелкой моторики и недостаточность тактильного чувства влияют на характер нажима при использовании карандаша: одни дети слишком сильно нажимают на карандаш и тогда бумага рвется, другие, наоборот, нажимают на карандаш слишком слабо и тогда следы на бумаге практически не видны. Длительное время действия с карандашом остаются хаотическими, кратковременными, однообразными. Некоторые дети используют карандаш и бумагу неоднозначно: рвут или мнут лист бумаги, грызут карандаши, стучат ими по столу или бросают на пол. Перечисленные действия отмечаются в основном среди дошкольников с умеренной умственной отсталостью, однако подобные эпизоды в единичных случаях могут отмечаться и у детей с легкой умственной отсталостью. Некоторые дети – дошкольники не обращают внимания на инструкцию взрослого либо не понимают ее и отказываются рисовать, мотивируя свой отказ тем, что не умеют рисовать или им не хочется этого делать.

Ю. В. Нефедова отмечает, что действия детей с карандашом и бумагой не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми.

Рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью примитивны, фрагментарны, не передают целостный образ предметов. Линии, которые рисуют дети, - прерывающиеся, колеблющиеся, их соединения нарушены или отсутствуют.

О. П. Гаврилушкина отмечает, что у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью графическая деятельность находится на уровне доизобразительного непреднамеренного черкания. Хаотично действуя карандашом, дети не учитывают границ листа, продолжают «рисовать» при сломанном графите, почти не обращая внимания на след, оставляемый карандашом.

У некоторых детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью заметны попытки нарисовать отдельные части предметов. Эти слабые зачатки изображений, выполняются еле заметным на бумаге штрихом, очень мелко, на краю листа и, как правило, теряются в непредметных каракулях, значение которых детьми никак не объясняется.

И только небольшая часть детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью оказывается способной выполнить некоторые изображения, в которых можно узнать элементы домика, флажок, скамеечку и пр. Как правило, эти дети посещали специализированные ясли или дома с ними занимались родители. Вместе с тем эти изображения обычно имеют подражательный характер, чрезвычайно примитивны.

Многие умственно отсталые воспитанники даже в старших группах специальных дошкольных учреждений не проявляют желание рисовать в свободное от занятий время, а выполняют рисунки только по требованию взрослого. Причем крайняя незаинтересованность проявляется у них не, только перед началом рисования, но и в процессе его, а также по отношению к своим готовым изображениям. Они не дорожат ими, могут порвать, смять, выбросить.

Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова отмечают, что «изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Это особенно заметно в продуктивных видах деятельности».

Продуктивная деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста вне специально организованного обучения практически не возникает; не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок.

Для того чтобы изобразительная деятельность стала коррекционно-развивающим средством, она должна быть организована с учетом закономерностей ее развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом (в данном случае олигофренией).

При обучении без учета особенностей развития детей этой категории предметные рисунки могут появиться, но эти рисунки, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не передают целостного образа предмета, искажают его форму и пропорции, а с другой - представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий реального предмета.

Целостный образ предмета в рисунке у детей с интеллектуальной недостаточностью создается очень медленно (почти до третьего-четвертого года обучения). Много фрагментарных рисунков, где все части предмета пространственно разъединены. Соединение их в целое сопровождается грубым нарушением расположения частей относительно друг друга (руки у человека растут от головы при наличии туловища; крыша у дома изображена сбоку, а дым идет прямо из потолка; ветки у дерева только с одной стороны). Рисуя даже хорошо знакомые предметы, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью очень часто не отражают самые существенные детали (колеса у машины, глазами людей, окна и двери у домов и пр., уделяя внимание деталям второстепенным, что является следствием недоразвития предметно-игровых действий, малого опыта действий с игрушками, недостаточного осмысления назначения предметов окружающего мира.

Помимо нарушения пространственных отношений, в рисунках этих детей весьма своеобразно изображается форма предметов и их частей. Как правило, форма предметов, рисовать которые они учились на занятиях, передается ими верно. Если же предмет ранее ими не изображался, то его форма в рисунке искажается (человек с квадратной, треугольной головой, треугольными ногами и пр.). Искажение форм и пространственного расположения частей приводит часто к тому, что дети не узнают предметы на собственных рисунках, спустя даже очень короткое время.

Вместе с тем многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников можно значительно сгладить и частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию, повысить осмысленность и общую направленность деятельности. Дети с интеллектуальной недостаточностью уже к старшему дошкольному возрасту оказываются способными рисовать долго, с увлечением, выполнять изображения не только отдельных предметов, но и создавать рисунки по сюжетам знакомых сказок (без подсказки взрослого, а также по своему изобразительно-игровому замыслу.

Таким образом, можно сказать, что качественное своеобразие рисунков детей с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере объясняется недоразвитием их сенсорной сферы и специфическими особенностями их познавательной деятельности. Многие недостатки обусловлены нарушением моторики и задержкой в развитии зрительно-двигательной координации. Стадии развития изобразительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью происходит по законам нормального развития, однако в рисунках обнаруживается хронологический сдвиг. Но так как изобразительная деятельность не может развиваться спонтанно, самопроизвольно, необходима систематическая работа, направленная на улучшение ручной моторики, что в значительной степени улучшит графические способности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?»Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» Сегодня, в соответствие с недельным планированием, у нас прошла интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". В игре участвовали дети средней.

Сценарий интеллектуальной игры по ПДД для детей и родителей «Знает правила семья — значит, знаю их и я!» Цель: Пропаганда правил дорожного движения. Задачи: 1. Закрепить знание детей о дорожных знаках, правилах поведения на улице. 2. Развивать.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Сценарий интеллектуальной игры по ПДД для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?»Сценарий интеллектуальной игры по ПДД для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?» Цель: Формировать у детей устойчивые знания и прочные навыки культурного и безопасного поведения на улице, дороге и транспорте. Задачи:.

Сценарий интеллектуальной игры «Почемучки» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуальной игры «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. Использование занимательных форм в познании.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности графических навыков детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 31 июля 2021 в 23:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД