Особенности развития психомоторных способностей девочек 5–6 лет занимающихся художественной гимнастикой

Екатерина Захарова
Особенности развития психомоторных способностей девочек 5–6 лет занимающихся художественной гимнастикой

Кружковая деятельность в МБДОУ ДС № 203 по художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, психомоторика, психомоторные способности, тестирование.

Актуальность. Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности людей и глубокого изучения детерминант развития психики и моторики.

Среди фундаментальных научных проблем спортивной науки вообще и спортивной психологии в частности, проблема психомоторики одна из наиболее всеобъемлющих. Действительно, начиная с И. М. Сеченова [2], который ввел в науку понятие «психомоторика», к указанному феномену относили все виды активности, в которых присутствовало ощущение или восприятие во всех его формах и проявлениях. Примером такого подхода служит определение психомоторики, данное Е. Н. Сурковым [8]. Согласно этому определению психомоторика представляет собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности. Применительно к спортивной деятельности (включая и занятия физической культурой) термин «психомоторика» распространяется на все формы ее проявления и полностью ее исчерпывает. Так, К. К. Платонов к сфере психомоторики человека относит всё многообразие видов сенсомоторных реакций человека до сложнокоординированных и многопараметрических движений, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты [3]. По мнению специалистов к психомоторным способностям относят статическую координацию, динамическую координацию всех частей тела, моторную активность (скорость реакции и движений, соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений [4].

Современная художественная гимнастика предъявляет самые высокие требования к максимальному уровню развития не только физических качеств (координации, гибкости, прыгучести, ловкости и т. д., но и психических (психическим процессам, качествам и т. п.). Тренерам нужно развивать эти качества с ранних лет. Возраст начала занятий в художественной гимнастике за последние 30 лет снизился в 2 раза, в группах начальной подготовки (НП) СДЮСШОР занимаются девочки 5-6 лет [1].

Знания о закономерностях психомоторного развития человека, путях и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс имеют огромное значение для всех без исключения сфер общественной практики и, в первую очередь, для системы образования и физического воспитания. Однако до сих пор остается множество нерешенных проблем теоретического, методологического и методического характера в диагностике и формировании психомоторных способностей.

Задача исследования – определение информативности тестов используемых для оценки психомоторных способностей девочек занимающихся художественной гимнастикой в возрасте 5-6 лет на этапе начальной подготовки.

Организация и методика работы. Для решения поставленной задачи были использованы: теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы, педагогическое тестирование, метод экспертных оценок, математическая статистика.

Базой исследования являлась МБДОУ ДС № 203. Проведено тестирование психомоторики 11 девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой. Для оценки психомоторных способностей, было выбрано 11 тестов рекомендованных: Марищук В. Л., Т. С. Лисицкой, А. М. Шлеминым [5, 6, 7]. Полученные данные сравнивались с результатами соревнований по упражнению без предмета у юных гимнасток 5-6 лет. Затем проведен корреляционный анализ между выбранными тестами и оценками за упражнение на соревнованиях для определения их информативности и пригодности в оценке психомоторных способностей девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

В работе использовались следующие тесты. Тест 1. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, после 3 вращений вокруг себя, для оценки устойчивости вестибулярных реакций. Фиксировалось время удержания равновесия. Тест 2. Баланс мяча, для исследования координации движения с балансированием мяча на ладони. Фиксируется время удержания мяча. Тест 3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, для оценки способности к статическому равновесию. Испытуемый принимает и. п. - стойку на одной ноге, другая согнута в колене. Фиксируется время удержания положения «равновесие» в секундах из трех попыток. Тест 4. Удары мячом в круг, для исследования особенности сенсомоторных процессов и координации движений. Фиксировалось количество отбивов за 20 секунд. Тест 5. Хлопки, для исследования скорости движений. Выполнить 20 хлопков прямыми руками над головой или по бедрам за наименьшее время. Тест 6. Приседания, для исследования скоростно-силовых способностей. Выполнить 20 приседаний за наименьшее время. Тест 7. Наклоны, для исследования координационных способностей и скорости движений. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время. После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положения. Тест 8. Баланс обруча, для исследования координации движения рук (балансирование обруча на ладони). Фиксируется время удержания обруча. Тест 9. Измерение точности дифференцирования параметров движений, определяется той минимальной величиной различий между двумя одинаковыми параметрами движений, которую испытуемый в состоянии уловить. Результат определяется по среднему отклонению. Тест 10. Переключение с одного движения на другое, для исследования быстроты сенсомоторных процессов и координации движений. Выполнить комплекс прыжков 4 раза, а затем быстро переключиться на следующее упражнение. Оценивают из 10 балла, при неправильном выполнении снимается 0,5 балла. Тест 11. Сочетание движений руками, туловищем и ногами, для исследования сенсомоторных процессов и координации движений. Преподаватель показывает комплекс упражнений 1 раз по разделениям, после чего испытуемые должны сами его сделать под счет без предварительной подготовки. Оценивают из 10 балла, при неправильном выполнении снимается 0,5 балла [5, 6, 7].

Ниже в таблице 1 представлены результаты количественной и качественной оценки психомоторных способностей у юных гимнасток.

Таблица 1 - Уровень психомоторных способностей юных гимнасток 5-6 лет (n=11)

№ теста ± m Уровень оценки

1 (сек.) 2,9±0,4 Хорошо

2 (сек.) 12,7±3,7 Отлично

3 (сек.) 4,5±0,6 Хорошо

4 (кол.) 11±0,8 Удовлетворительно

5 (сек.) 6,8±0,6 Отлично

6 (сек.) 26,8±1,7 Неудовлетворительно

7 (сек.) 31,1±2,6 Неудовлетворительно

8 (сек.) 7,3±1,6 Удовлетворительно

9 (см) 3,7±0,73 Хорошо

10 (балы) 8,1±0,8 Отлично

11 (балы) 6±1 Хорошо

Анализ полученных данных тестирования психомоторных способностей гимнасток показал высокий уровень (отлично, хорошо) в тестах 1, 2, 3, 5, 9, 10, 11, удовлетворительный в тестах: 4, 8, и низкий в 6, 7. Это говорит о недостаточном уровне развития скоростно-силовых и комплексных координационных способностей и вполне развитых остальных психомоторных способностей, что позволяет выбрать направление педагогических воздействий.

В таблице 2 представлена корреляция между результатами тестов психомоторных способностей и оценками соревновательного упражнения.

Таблица 2 - Расчет коэффициента корреляции Спирмена

Тесты:

1 R= 0,4

2 R = 0,2

3 R = 0,21

4 R = 0,017

5 R = 0,17

6 R = 0,63*

7 R = 0,21

8 R = 0,01

9 R = 0,14

10 R = 0,2

11 R = 0,2

Примечание: R = 0,6 - 0,8 * сильная связь между тестом и упражнением

Как видно, из полученных данных в таблице 3, сильную связь отмечаем между 6 тестом и оценкой соревновательного упражнения, который на данном этапе можно использовать для оценки скоростно-силовых и психомоторных способностей у девочек 5-6 лет занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Выводы:

1. Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время дефицит информации для совершенствования психомоторных способностей. Необходима разработка методических приемов, комплексов психомоторных упражнений и тестов, соответствующих возрасту занимающихся. Последнее будет способствовать большей технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания.

2. Исследование показало достаточно хороший уровень развития психомоторных способностей у юных гимнасток, но и выявило слабые места, позволяющие понять в каком направлении развития психомоторики сосредоточить усилия. Тесты со слабой корреляцией с успешностью овладения спортивным совершенствованием могут использоваться для оценки уровня психомоторных способностей в данном возрасте, но не являются основополагающими. Видимо в данный период необходимо сосредоточить усилия на скоростно-силовых способностях девочек в целом, являющихся базой для совершенствования психомоторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мельников, В. М. Психология: учебник для институтов физической культуры / В. М. Мельников. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.

2. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. – СПб, 1866.

3. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. – М. : Физкультура и спорт, 1973. – 247 с.

4. Озеров, В. П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров, – Кишинев: Штиинца, 1983. – 140 с.

5. Лисицкая, Т. С. Художественная гимнастика / Т. С. Лисицкая. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 231 с.

6. Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин. – М. : Физкультура и спорт, 1973. – 376 с.

7. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.

8. Сурков, Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 126 с.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Весна-красна» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Особенности развития психомоторных способностей девочек 5–6 лет занимающихся художественной гимнастикой
Опубликовано: 9 октября 2013 в 07:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте....
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Конспект НОД по аппликации (из готовых форм, по рисунку — образцу.) «Елочка — Красавица»
Потемкина Светлана Конспект НОД по аппликации ( по представлению, по образцу) «Елочка – Красавица ». Цели и задачи: Продолжать учить детей создавать...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....