Папки-передвижки

Особенности развития временной трансспективы в подростковом возрасте

Татьяна Федоткина
Особенности развития временной трансспективы в подростковом возрасте

МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида»

г. Саранск, Россия, fedotkina.tankaviktorovna@yandex.ru

Ключевые слова: временная трансспектива, временная перспектива, подростки, развитие.

Аннотация: в статье рассматриваются возрастные особенности развития временной трансспективы, а также представлены результаты психолого-педагогического исследования по заявленной проблеме.

Публикация «Особенности развития временной трансспективы в подростковом возрасте» размещена в разделах

Key words : temporary trospective, time perspective, adolescents, development.

Abstract : the article considers the peculiarities of the age of the temporary trospective, and also presents the results of psycho-pedagogical researches on the problem stated.

В современных условиях ускорения информационных технологий и увеличения темпа жизни время становится для человека все более значимым фактором жизнедеятельности. Происходящие изменения пространственных и темпоральных горизонтов философы характеризуют новым термином «пространственно-временная компрессия». В условиях быстро меняющейся реальности основной задачей обучения и воспитания становится подготовка молодых людей к активной и самостоятельной жизни.

Одной из важнейших индивидуально-личностных характеристик человека являются особенности субъективного восприятия им собственного прошлого, настоящего и будущего. Для обозначения данной темпоральной конструкции в психологии используются различные термины.

Как указывал К. Левин, у истоков практически любой науки стоит система представлений, стремящаяся полностью охватить и объяснить область исследований соответствующей дисциплины, исходя из одного или нескольких «базовых понятий».

Особый интерес в исследовании субъективного времени жизни представляет подростковый и юношеский возраст, когда начинается сознательное формирование отношения к будущему.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса весьма существенными выступают переменные пола и локуса контроля, поскольку в процессе обучения участвуют не абстрактные ученики, а мальчики и девочки, юноши и девушки; тип локуса контроля связан с ответственностью, отличающей социально зрелую личность от незрелой. В литературе имеются некоторые, довольно противоречивые сведения о влиянии названных факторов на отдельные стороны временной трансспективы, особенности же ее как целостного феномена в зависимости от пола и локуса контроля в психологии пока еще не изучены. Этим и обусловливается актуальность обращение к экспериментальному анализу временной трансспективы старшеклассников в связи с переменными пола и локуса контроля. Этим определяется актуальность экспериментального изучения возрастной динамики временной трансспективы в указанном временном диапазоне.

В структуре временной трансспективы в подростковом И. А. Спиридонова возрасте включает в себя периоды прошлого, обучения, взрослости, старости и категории «открытое настоящее», «историческое будущее» «жизнь в целом» [6].

И. А. Спиридоновой установлено, что мотивы и цели подростков в зависимости от возраста в различной мере наполняют периоды и категории временной трансспективы. Возраст достоверно влияет на изменение полноты категории «открытое настоящее», периода взрослости и категории «жизнь в целом» [3, с. 58].

С 7 по 9 класс школы сохраняется общая картина направленности временной трансспективы подростков с преимущественной ориентацией на будущее. Однако, субъективное соотношение прошлого, настоящего и будущее у учащихся 8 класса несколько иная, чем в 7 и 9 классах - более выражена направленность на настоящее время и прошлое и менее выражена направленность на будущее (И. А. Спиридонова) [4, с. 36].

В возрасте 13-15 лет у подростков меняется содержание временной трансспективы. От простого перечисления событий прошлого к их обобщению, выделению негативного и позитивного в опыте. От простых описаний себя в прошлом к осознанию отдельных характеристик себя в прошлом. Меняются представления о настоящем времени и представления о себе в настоящем. Субъективное настоящее сужается, становится монотонным и менее разнообразным, сильнее проявляется интерес к своей личности. Изменяются представления о будущем и «образ Я». У большинства подростков мечты и фантазии сменяются планами и ожиданиями, иногда негативными страхом и чувством неопределенности перед будущим. Сужается и становится более конкретной сфера принадлежности подростка в представлениях о будущем. Представления о себе часто сводятся к профессиональному самоопределению (Л. И. Божович) [4, с. 42].

Учащиеся 7 класса еще мало обобщают свое прошлое. Мальчики, описывают свое прошлое в основном в позитивных красках. У девочек представлена как позитивная, так и негативная сторона прошлого, описания более эмоционально насыщенны, чем у мальчиков. Характеристики себя в прошлом представлены в виде самоописаний. Прошлое осознается больше как ряд внешних событий и связано с родителями, друзьями, учителями в школе, успеваемостью, увлечениями, приобретенными навыками, реже присутствуют личностные характеристики (А. А. Кроник) [4, с. 73].

По М. Р. Гинзбургу в описаниях настоящего времени у семиклассников мало представлена сфера «Я». У мальчиков она включает переживания по поводу успеваемости в школе, ожидание летних каникул и связанных с ними событий, отношения с друзьями и родителями, увлечения, волнения, ожидания и усилия по подготовке к экзаменам в профильный класс. Девочки более обобщенно характеризуют настоящее время, отмечая его насыщенность событиями и эмоциями. Также отличительной чертой девочек является то, что в субъективное настоящее они включают мечты о собственном будущем [4, с. 42].

Будущее у подростков 7 класса представлено в виде мечтаний, надежд, осознания новых возможностей и включает темы профессионального самоопределения, карьеры, собственной семьи, воспитания детей. Девочек привлекают темы овладения иностранными языками, путешествий. И мальчики и девочки надеются в своем будущем на взаимоподдержку со стороны своей семьи и родственников. В отличие от девочек, мальчики пишут об изменениях в историческом масштабе техническом прогрессе, отсутствии террористических актов и войн. Будущее и для мальчиков и для девочек это возможность приобрести новых друзей. Для девочек будущее в большей степени, чем для мальчиков, является возможностью самореализации т. к. в их сочинениях чаще встречаются высказывания связанные со становлением личности, сохранением своих лучших качеств, профессионализмом (Т. В. Снегирева) [4, с. 75].

В 8 классе описание учащимися прошлого схоже по содержанию и наполненности с седьмым. И у мальчиков и у девочек присутствует как позитивная, так и негативная характеристика прошлого. Учащиеся восьмого класса также как и семиклассники еще мало обобщают свое прошлое. Помимо самоописаний, основанных на оценках и характеристиках подростков взрослыми, осознаются некоторые личностные характеристики (В. И. Ковалев). Прошлое представлено не только как внешние события, но так же как собственные впечатления и впечатления других людей и связано с детским садом, учебой в школе, временем летних каникул, временем вне школы с друзьями, увлечениями, родственниками [1, с. 10].

В 8 классе в представления о настоящем времени у мальчиков и девочек входят темы обучения в школе, помощи родителям, отношений с друзьями и сверстниками, увлечений и интересов, занятий спортом, летних каникул, новой, по сравнению с 7 классом, является тема профессионального саомоопределения, и больше проявляется интерес к своей личности. Восьмиклассники отмечают, что изменились по сравнению с прошлым (характер, личность, поведение). Мальчики отмечают достижения в учебе, пишут о требованиях предъявляемых к себе в учебе, в увлечениях, в спорте. Характеризуя настоящее время в общем, учащиеся восьмого класса отмечают его однообразность, монотонность в связи с учебой и дают положительную эмоциональную оценку настоящему (В. И. Ковалев) [5, с. 98].

У учащихся 8 класса будущее также как у семиклассников представлено в виде надежд, мечтаний, но кроме этого они склонны переносить в свое будущее нереализованные желания, касающиеся настоящего времени. Отмечают неопределенность за пределами девятого или одиннадцатого класса. Мало представлены какие-либо планы. И мальчики и девочки будущее связывают, в основном, с работой, профессией. У девочек добавляется категория семьи, уход за престарелыми родителями, а у мальчиков армия, материальное благополучие. Перспектива будущего учащимся 8 класса видится в положительном свете. Она не расчленена на отдельные события. Будущее ощущается как что-то далекое и не связанное с настоящим. Треть мальчиков не представляют свое будущее. Девочки, в отличие от мальчиков лучше и полнее представляют свое будущее (Т. В. Снегирева) [5, с. 98].

В 9 классе представление о прошлом менее разнообразное, чем в 7 и 8 классах школы. Подростки описывают свое прошлое обобщенно, в абстрактных понятиях особенно мальчики. У девочек более полные описания. Явно выражено негативное либо позитивное отношение к прошлому. Присутствует оценка и анализ своего поведения и поступков в прошлом. В основном это связано с межличностными отношениями и со становлением своей личности. Представлен как негативный, так и позитивный опыт прошлого (В. И. Ковалев) [2, с. 169].

У учащихся 9 класса школы, настоящее время сужено, менее разнообразно, чем в седьмом и восьмом классах школы сводится к собственным переживаниям. Мальчиками в большей степени оценивается плохим или хорошим. В основном затрагивается тема учебы. Они пишут, что настоящее однообразно из-за учебы. Настоящее для них, это основание будущего. У девочек девятого класса настоящее более развернутое, и касается в основном изменений себя как личности (Б. Заззо) [1, с. 9].

Представления о будущем у мальчиков девятого класса туманное, оно их страшит, многие не могут его представить или избегают мыслей о будущем. Будущее связано с профессией, карьерой, у девочек добавляется категория замужества и семьи. В целом, представления будущего у девочек более оптимистичные, чем у мальчиков (М. Р. Гинзбург) [2, с. 170].

Итак, у подростков временная транспектива характеризуется несогласованностью, является недостаточно протяженной. В подростковом и раннем юношеском возрасте наиболее значимым в структуре временной транспективы является восприятие настоящего. Настоящее, относительно жизненного пути личности, представляет собой определенное состояние, некий «момент устойчивости», период, отграниченный от прошлого и будущего [1, с. 11].

С 7 по 9 класс у подростков меняется содержание временной трансспективы. От простого перечисления событий прошлого к их обобщению, выделению негативного и позитивного в опыте. От простых описаний себя в прошлом к осознанию отдельных характеристик себя в прошлом. Меняются представления о настоящем времени и представления о себе в настоящем. Субъективное настоящее сужается, становится монотонным и менее разнообразным, сильнее проявляется интерес к своей личности. Изменяются представления о будущем и «образ Я». У большинства подростков мечты и фантазии сменяются планами и ожиданиями, иногда негативными страхом и чувством неопределенности перед будущим. Сужается и становится более конкретной сфера принадлежности подростка в представлениях о будущем. Представления о себе часто сводятся к профессиональному самоопределению.

В рамках экспериментального изучения временной трансспективы подростков было проведено психолого-педагогическое исследование учеников 9 класса при помощи следующих методик: опросник временной перспективы Зимбардо, тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, методика «Временные децентрации» Е. И. Головаха, А. А. Кроник.

Анализ результатов опросника временной перспективы Зимбардо свидетельствует о том, что только 3 (15 %) испытуемых оценивают свое прошлое как негативное, 13 (65 %) испытуемых – как позитивное. 20 (100 %) испытуемых ориентируются на гедонистическое настоящее, т. е. стремятся насладиться настоящим, стремятся к удовольствиям и волнениям, совершают рискованные поступки, не задумываясь о возможных последствиях. 19 (95 %) испытуемых ориентируются на будущее. 16 (80 %) испытуемых ориентируются на фаталистическое настоящее. Этот фактор отражает отсутствие сфокусированной временной перспективы. Не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, нет акцента на волнении как у гедонистов, нет ностальгии или горечи как у тех, у кого высокие показатели по обеим шкалам прошлого. Раскрывает убеждение, что их будущее предопределено и на него невозможно повлиять индивидуальными действиями; настоящее должно переноситься с покорностью и смирением, т. к. люди находятся во власти капризной (прихотливой) судьбы.

Данные, полученные с помощью методики СЖО свидетельствуют о том, что: у большинства испытуемых (18 (90 %) высокий и средний уровень целей в жизни, что означает наличие целей в жизни как в настоящем, так и в будущем, остальные 2 (10 %) испытуемых живут сегодняшним или вчерашним днем. По шкале «процесс жизни» 15 (75 %) испытуемых имеют высокий и средний уровень т. е. считают свою жизнь насыщенной и эмоциональной, 5 (25 %) имеют низкий уровень по данной шкале – не удовлетворены своей жизнью. по шкале «результат жизни» 5 (75 %) испытуемых имеют средний и высокий уровень, что свидетельствует о том, что они оценивают прожитый отрезок времени насыщенным и продуктивным, остальные 5 (25 %) – не удовлетворены своим прошлым. Исходя из результатов шкалы «локус контроля – Я» можно сделать следующий вывод: 5 (25 %) испытуемых имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора; 5 (25 %) испытуемых не верят в свои силы; 10 (50 %) – в разных ситуациях проявляют различные тенденции. У 7 (35 %) испытуемых средний результат по шкале «локус контроля – жизнь», который означает, что в зависимости от ситуации, они или убеждены в том, что контролируют свою жизнь, или подчиняются естественному течению жизни. Остальные 13 (65 %) испытуемых убеждены, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что отсутствует свобода выбора.

Результаты, полученные по методике «Временные децентрации» свидетельствует о том, что 10 (50 %) испытуемых имеют направленность на настоящее, т. е. их заботит то, что происходит сейчас, в настоящий момент времени. 5 (25 %) испытуемых ориентируются на будущее и только 1 (5 %) испытуемый имеет направленность на прошлое. Остальные 4 (20 %) испытуемых имеют равную степень выраженности направленности на все три компонента.

Итак, результаты исследования показали, что у подростков сохраняется общая картина направленности временной трансспективы. В субъективном соотношении будущее является наиболее актуальным периодом, настоящее-меньше и менее всего актуально прошлое. А также временную трансспективу характеризует различное переживание времени подростками. В 9 классе время течет быстро, скачкообразное, насыщенное, разнообразное, непрерывное, беспредельное, сжатое.

Список использованных источников

1. Балашова, Е. Ю. Возрастные различия в восприятии и переживании времени / Е. Ю. Балашова, Л. И. Микеладзе // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6. – № 30. – С. 9–11.

2. Будогоский, А. Ю. Половозрастная динамика взаимосвязи воли и временной перспективы личности / А. Ю. Будогоский // Вестник УРАО. – 2012. – № 3 (46). – С. 169–172.

3. Дёмина, Л. Д. Особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации психологической суверенности личности / Л. Д. Дёмина, Я. К. Смирнова // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2–2 (78). – С. 56–59.

4. Зайнагабдинов, Ильдус Рафисович. Временная трансспектива и ее взаимосвязь с образом «Я» в подростковом возрасте / Зайнагабдинов Ильдус Рафисович. – М., 2007. – 26 с.

5. Трубникова, Н. И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения / Н. И. Трубникова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 137–139.

Публикации по теме:

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Презентация «Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте» Установление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Фотоотчет о чаепитии в детско-подростковом клубе «Сладость — это радость»Фотоотчет о чаепитии в детско-подростковом клубе «Сладость — это радость» Мы в нашем Детско-подростковом Клубе "Данко" очень любим организовывать чаепития. Даже просто так, даже без повода. Но когда отмечался Всемирный.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

Особенности проведения подвижных игр в среднем дошкольном возрасте. Выступление на педсовете Выступление на педагогическом совете 19 декабря 2013 г. воспитателя средней группы Подвижная игра – упражнение, посредством которого ребенок.

Презентация «Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития» В современном образовании происходят большие перемены. Оно становится инклюзивным, то есть доступным и открытым ля всех детей, в том числе.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по Лего-конструированию в подростковом клубе Что такое здоровье? Наиболее всеобъемлющей и общепринятой формулировкой является формулировка, разработанная всемирной организацией здравоохранения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития временной трансспективы в подростковом возрасте
Опубликовано: 28 января 2019 в 19:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД