Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

Любовь Николаевна Зорина
Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

Специфика актуальных форм диалога взрослых в дошкольном образовании предопределена целью дошкольного воспитания.

Многочисленные исследования убедительно показывают, что семья и детский сад-два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева, относятся:

• соприсутствие участников деятельности во времени и в пространстве;

• наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

• разделение процесса деятельности между участниками;

• совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в

совместной деятельности с единой целью - созданием оптимальных

условий для развития и воспитания ребёнка;

• получение единого конечного результата - формирования

функционально грамотной, гармоничной личности дошкольника и др.

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, и индивидуальный подход к решению ежедневно возникающих вопросов различного характера.

Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, индивидуальный подход к решению ежедневных возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребёнка, наличие каждодневной «обратной связи».

Обратная связь - это получение информации о партнёре для коррекции собственного поведения в процессе общения, которая состоит из сознательного контроля коммуникативных действий; оценки реакций партнёра и изменения собственного поведения; умения видеть себя со стороны. В условиях дошкольного образовательного учреждения ярко проявляются следующие характеристики диалога взрослых:

• ситуативность (участники лишь намечают общую стратегию,

коммуникативную цель будущего разговора: обсудить что-то,

проинформировать и т. п.);

• непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же

высказывается в разговоре) и реактивность (речевые действия

коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакцией

на высказывание партнёра по общению);

• дискурсивность (участники диалога знают, о чём идёт речь, но

предмет разговора не всегда понятен постороннему);

• непредсказуемость речевого поведения общающихся, так как в ходе

разговора могут возникнуть как положительные, так и отрицательные

реакции собеседников.

Диалогическое взаимодействие воспитателя и родителя в условиях ДОУ представляет собой:

• диалогическую ситуацию, включающую диалогическую позицию

педагога и диалогическую позицию родителя;

• непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются

диалогические высказывания;

• последствия диалога - продолжение действия импульса, заданного

диалогом.

Для диалога как коммуникативно-функциональной системы исходным фактором выступает результат, имеющий межличностный характер. Результат общения - складывающиеся отношения с другими людьми. Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребёнка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализуется через речевую деятельность всех участников педагогического процесса-детей, родителей и педагогов.

В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях Д/с присутствуют сущностные признаки диалога/ к которым относятся:

» эмпатийность, т. е. способность сопереживать, чувствовать, понимать

собеседника, мир его ценностей; «толерантность, т. е. приятие других культур - осознание права другого

«иметь право»;

* конгруэнтность, основу которой, по К. Роджерсу, составляет умение

настроиться на актуальное состояние собеседника, положительное

отношение к нему;

* конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий,

умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя

разрушительную энергию в созидательную;

* рефлексивность, т. е. опыт самоанализа и анализа процесса

взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность.

Под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем эллиптическое (реже монологическое) высказывание, обладающие смысловой целостностью, подчинённое условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участников общения. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным, но и способным показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников, что у них общая цель -успешное развитие ребёнка.

Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приёмов, а мастерского владения ситуацией. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнёров по общению, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определённым образом.

Коммуникативная установка - интеллектуальная предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам, событиям, с которой индивид вступает в коммуникацию. Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов.

Оптимальное общение - это такое взаимодействие, которое создаёт наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнёров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия определяется понятием «конфликт».

Деструктивный конфликт - это конфликт, не приводящий к оптимальному результату. Оппоненты не желают слушать мнение друг друга и упорно стремятся настоять на своей точке зрения, тем самым подавляя желания партнёра.

Конструктивный конфликт-это конфликт, приводящий к решению проблемы инцидента. Инцидент-действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада. Томас Килменн выделяет пять стилей поведения в конфликте:

• конкуренция («я активно отстаиваю собственную позицию»);

• уклонение («я стараюсь уклониться от участия в конфликте»);

» приспособление («я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны»);

• сотрудничество («я ищу решение, основанное на взаимных

интересах»);

• соперничество (конфронтация) («я, и только я, прав в этой ситуации»).

• Обозначенные стили поведения коммуникантов в конфликтной ситуации напрямую связаны со стилями педагогического общения:

• • авторитарным, при котором позиция в общении - «сверху»;

• • демократическим, т. е. «на равных»;

» либеральным, позиция «снизу»;

• • игнорирующим, позиция «неучастия».

Речевое поведение педагога - определённый стиль общения с участниками педагогического процесса, коммуникативная стратегия и тактика. Доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения должна быть способность к кооперации. Рассматривая различные классификации типов языковой личности, мы берём за основу классификацию предложенную К. Ф. Седовым, который выделяет конфликтный, центрированный и кооперативный типы языковой личности. Конфликтный тип - демонстрирует установку на себя и одновременно против партнёра по коммуникации; центрированный тип характеризуется установкой на себя при игнорировании партнёра по коммуникации, а кооперативный тип в качестве доминирующей установки общения демонстрирует установку на партнёра по коммуникации. Характеристики каждого типа языковой личности основаны на особенностях речевого поведения участника общения в трёх аспектах: перцептивном, поведенческом, рефлексивном. Профессиональная речевая личность педагога способна овладеть коммуникативными формами речевого поведения, помогающими успешному профессиональному общению, и конструктивными способами построения социально-коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями.Нетрадиционные формы работы с родителями. Семья и детский сад-два воспитательнх феномена,каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт,но только в сочетании друг с другом.

Организация работы с родителямиОрганизация работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями
Опубликовано: 1 октября 2013 в 11:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....