Папки-передвижки

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Елена Куликова
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)

Публикация «Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.

Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

1 слайд

Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.

Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.

Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.

Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.

2 слайд

Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.

Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.

Наиболее сформированными оказались эмоции радости.

3 слайд

В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).

Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.

4 слайд

В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития :

- недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

- неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

- недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, - недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

- наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

5 слайд

Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения :

- замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)

- использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.

- трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций

-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Авторская игра для развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Разноцветная палитра»Авторская игра для развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Разноцветная палитра» Авторская дидактическая игра для развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Разноцветная палитра».

Дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Собери картинку» Цель: Умение ориентироваться на листе бумаги Материал: фигурки и предметы разного цвета и размера (домик, машина, дерево, белый лист бумаги,.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зренияФормирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной.

Конспект конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Три медведя» Цель: Закрепление знаний геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)соотнесение количество предметов и цифр в пределах трех. Задачи:.

Сценарий викторины «Что? Где? Когда?» «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Викторина "Что? Где? Когда?" на тему "Зимующие птицы" разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием.

Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.

Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения низкая заинтересованность в игре, в связи с неполным и неточным.

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Труд является одним из универсальных средств приобщения.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Эссе «Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Проблема приспособления детей с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде является одной из актуальнейших на сегодняшний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 16 октября 2016 в 21:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД