Отчет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

елена учаева
Отчет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

«…С ним ничего не страшно, никакие испытания.

Его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».

(Вересаев)

Всем хочется быть здоровыми и счастливыми и видеть такими своих детей. Как жить в ладу с самим собой, окружающим миром, людьми?

С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Существует градация факторов, влияющих на здоровье человека в процентном отношении:

- Наследственность, определяют здоровье на 20%;

- Условия внешней среды – на 20%;,

- Деятельность системы здравоохранения – на 10%;

- Образ жизни человека – на 50%.

Печально, что нарушения в здоровье детей, связанные с вышеперечисленными факторами проявляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном или школьном. Визуально очень трудно без грамотной диагностики определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не замечает своего нездоровья, и взрослые совершенно о нем не подозревают.

В своей работе, хочу показать, что более профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, правильно организованная образовательная деятельность, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке.

Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.

Особое внимание в работе уделяю дыхательной гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений в осанке, массажу, ритмопластике. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать как в организованные занятия физкультурой, так и в утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям.

Профилактика плоскостопия в детском саду должна включать определенные меры предосторожности. Необходимо обязательно рассказать о правилах подбора обуви на родительском собрании. Предотвратить многие неприятности со здоровьем (в том числе и плоскостопие) могут специально разработанные физические занятия, гимнастика, в которой подвижный детский организм очень нуждается.

Существуют также природно-оздоровительные методики. Это хождение по гальке, траве, песку, грунтовой дороге. Но нужно обязательно выбирать безопасные поверхности, без острых предметов.

Совместно с родителями и воспитателями мы изготовили массажные коврики с разными поверхностями, следы, «Дорожки здоровья».

Отчет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

В утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия включаю упражнения с мячами

веревками разной толщины, сенсорные коврики

разные виды ходьбы, мешочки с песком, камешками

Использование данных пособий систематически и целенаправленно повышает кожно-мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях, развивают равновесие и координацию движений.

Дыхательная гимнастика.

Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма, регулируется состояние нервной системы. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий. Известно немало методик дыхательной гимнастики: К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги, М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», Лобанова, «Игры которые лечат». Я использую в своей работе комплексы дыхательной гимнастики по программе «Старт».

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания-успокаивающе-восстановляющему и очистительному.

Второй направлен на укрепление носоглотки.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей носоглотки.

Данные комплексы используются в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года в сочетании с массажами.

По результатам мониторинга состояния здоровья дошкольников наибольшее число заболеваний относится к ОРЗП.

Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. «Массаж волшебных точек ушек»

полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

«Массаж головы» -повышает функциональную деятельность головного мозга. «Закаливающий массаж подошв»

основан на стимуляции активных точек. «Точечный массаж» (по А. А. Уманской)

«Профилактический ручной массаж кистей и стоп» по методике Су Джок терапии.

Массаж точек, расположенных на ступне, нередко бывает более эффективным, чем на кисти. Но самые положительные результаты достигаются при одновременном воздействии на кисть и стопу.

При правильном применении выраженный эффект наступает через несколько минут. Неправильное применение никогда не наносит вреда. Рекомендуется проводить с детьми с задержкой речевого и психического развития.

Используется авторская технология Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ритмопластика и Стретчинг. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.

Нельзя учить детей быть здоровыми, если сами взрослые не заботятся о своем здоровье. Это касается как родителей, так и воспитателей. В нашем детском саду уделяется большое внимание укреплению и сохранению здоровья самих педагогов. Воспитатели вместе с детьми каждое утро делают гимнастику, принимают активное участие в физкультурных и оздоровительных мероприятиях. Дополнительно мною один раз в 2 недели проводятся занятия с педагогами по темам: «Как распознать стресс», «Снятие стресса», «Проблемы педагогического выгорания», Тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, рефлексия и др.

спользование в физкультурно-оздоровительной работе инновационных технологий, показал необходимость их применения и в дальнейшем. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять - значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится.

Образец написания эссе на тему «Свобода» в рамках проблемного подхода Однажды мне предложили написать эссе на тему "Свобода" и я столкнулась с проблемой, во-первых, написания сочинения в этой уникальной форме,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Отчет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 20:03
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...