Отчет о проделанной работе на тему «Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста»

Аида Багатова
Отчет о проделанной работе на тему «Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста»

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

В качестве основных методических приемов, мы использовали наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Как показывает практика работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки, мы выстраивали свою методическую работу с учётом психологических особенностей детей. Кроме этого, в процессе обучения способствовали самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Особое внимание уделяли играм дидактическим. Дидактические игры не только способствовали обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являлись средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мир.

Усложняли игры дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх мы переходили от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве – постепенно переходили к более точному определению пространственного местонахождения.

В результате мы выделили следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа уделяли внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняли в различении противоположных направлений, постепенно усложняли задания: увеличивали количество предметов, местоположение которых предлагали определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей обучали не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствовали умения передвигаться в указанном направлении, предлагали изменять направление движения не только во время ходьбы, но и в беге. В процессе обучения обращали внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в формировании пространственно-временных представлений. Игры и упражнения, способствовали расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяло нашим детям овладеть пространственно-временными представлениями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

А так же закрепляли знания на определение ребенком названий частей суток их продолжительность, дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знания названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умения определять время по цикличности природных явлений.

Часто побуждали детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого,формировали навык ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Закрепляли умение регулировать и планировать деятельность во времени это создавало основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

При формировании временных представлений у детей, мы выделили следующие этапы этого процесса:

1. знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

2. формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;

3. выведение “формулы” изучаемого объекта;

4. закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

5. определение важности полученного знания;

6. подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.

Формирование представлений о времени происходило не только в специально-организованных формах, но и в познании, рисовании, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 6–7 лет» Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно.

Конструирование из бумаги в клетку. «Зверюшки»Конструирование из бумаги в клетку. «Зверюшки» .

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Отчет о проделанной работе на тему «Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 11:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....