Отчет о реализации инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки

Ирина Зылевич
Отчет о реализации инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки

Отчет о реализации инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме:

«Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей

старшего дошкольного возраста».

Михалева И. А., старший воспитатель;

Зылевич И. А., педагог дополнительного образования

МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Радуга» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.

Обоснование выбора инновационного проекта экспериментальной площадки

Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дошкольного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Необходимо отметить, что характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является активизация поисков в направлении социально-личностного и познавательно-речевого развития.

Реализация нормативного документа - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» (далее ФГТ) – непростой процесс, требующий максимального внимания со стороны методических служб. Сложнее всего как показала практика, педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой образовательной работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра. В Основной общеобразовательной программе дошкольного образования – образовательным областям «Социализация» и «Коммуникация» особое внимание уделяется поддержанию мотивации, познанию, общению, созиданию, коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Таким образом, переходный периода на новые ФГТ и внедрение социо-игрового подхода в ДОУ помогают педагогам более осмысленно построить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.

Сущность социо-игрового подхода

Социо-игровой подход по В. М. Букатову строится на «Трех китах»: движение – вариативность – работа в малых группах. Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Чего же следует опасаться практикам, которые собираются работать в социо-игровом стиле?

• Отсутствия ДВИЖЕНИЙ — раз! Если кто-то из воспитанников на НОД был малоподвижен, то социо-игрового стиля на таком занятии скорее всего, что не было.

• Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ — два! Если на НОД не было хотя бы двух-трех смен в мизансценах, ролях, видах деятельности, то смело можно утверждать, что стиль НОД был не вполне социо-игровым.

• Отсутствия МАЛЫХ ГРУПП — три! Если про ходу НОД дети не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с педагогом, то вполне вероятно, что социо-игровая педагогика и «близко не лежала».

По утверждению Вячеслава Букатова: …когда в организации НОД были задействованы все «три кита», то смело можно утверждать, что, скорее всего детям не только на пользу пойдет, но и эмоционально-положительно им надолго запомнится.

«Золотые правила» социо-игрового подхода по В. М. Букатову

1. Работа малыми группами.

2. Смена лидерства.

3. Двигательная активность и смена мизансцены.

4. Смена темпа и ритма.

5. Интеграция всех видов деятельности.

6. Ориентация на принцип полифонии.

Комплексная ориентация воспитателя на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию:

• Их мотивационной свободы (добровольности);

• Их информационной инициативности (коммуникативности);

• Их деловой компетентности (самостоятельности, что в свою очередь ведет к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности ребенка.

Цель проекта экспериментальной площадки

Систематизация работы по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе со старшими дошкольниками. Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Этап эксперимента

I I этап – Формирующий (сентябрь 2011года – апрель 2013года)

Задачи этапа

1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, приемов и методов, лежащих в основе социо-игрового подхода.

2. Разработка содержания методических рекомендаций.

3. Определение комплекса мероприятий направленных на формирование личности старшего дошкольника, мониторинг уровня развития детей по образовательным областям «социализация» и «коммуникация».

4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности в деятельности по проекту.

5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах разного уровня, трансляция опыта работы в СМИ.

Ожидаемые результаты I I этапа

• Сборник методических рекомендаций (описание технологий и содержание игр, конспекты мероприятий).

• Усовершенствование предметно-развивающей среды.

• Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса.

• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.

Результаты работы с педагогами

В соответствии с планом работы на 2011-2013 учебный год для совершенствования педагогических компетенций воспитателей ДОУ были организованы и проведены ряд обучающих мероприятий по внедрению технологий, приемов и методов социо-игрового подхода:

- логоритмика М. Ю. Картушина;

- кинезиология Крупенчук;

- сказкотерапия О. А. Шороховой;

- коммуникативные игры К. Орфа;

- социально-эмоциональные игры О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной;

- социо-игровые технологии, приемы и методы В. Букатова.

Реализация проекта в режиме инновационной деятельности позволило оказать содействие педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности:

• Разработаны методические рекомендации для педагогов по освоению социо-игрового подхода для детей старшего дошкольного возраста.

• Организация выставок методической литературы, которая необходима педагогам в условиях обновления образовательной практики дошкольных образовательных учреждений.

• Формируется «Банк педагогических инноваций»: методические разработки непосредственно-образовательной деятельности, мероприятий.

Для педагогов ДОУ проведены:

• Игровой тренинг «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В. М. Букатову». Старший воспитатель Михалева И. А.

• Консультация «Внедрение в воспитательно-образовательный процесс социо-игровой технологии приемов и методов В. М. Букатова». Старший воспитатель Михалева И. А.

• Мастер-класс «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» с использованием социо-игрового подхода». Педагог дополнительного образования Зылевич И. А.

• Мастер-класс «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В. М. Букатову». Старший воспитатель Михалева И. А.

• Игровой тренинг «Игровые кинезиологические упражнения, методы и приемы, используемые в логопедической работе». Учитель-логопед Мальцева В. А.

• Мастер-класс «Сказкотерапия и НОД по развитию связной речи дошкольников. О. А. Шороховой». Воспитатели Шевчук Е. А., Акопянц С. С.

• Мастер-класс по внедрению инновационной технологии логоритмика М. Ю. Картушиной; коммуникативные игры К. Орфа. Музыкальный руководитель Федосеенкова И. В., Трухан С. А.

• Презентация системы работы по патриотическому воспитанию «Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине». Воспитатели Ермоленко Т. А., Исаева Г. М.

• Презентация для социально-коммуникативных игр из опыта работы воспитателя «Игры, направленные на развитие социально-эмоционального воспитания дошкольников». Воспитатель Калашникова О. В.

Риски

На данном формирующем этапе не все педагоги ДОУ готовы применять на практике полученные знания. Сменяемость педагогических кадров (вновь принятые педагоги и вышедшие из декретного отпуска). Необходимо продолжить углубленное изучение и внедрение инновационных технологий.

Оценка инновационного потенциала педагогов МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»

Кейсы по результатам мероприятий

• Августовское совещание руководителей дошкольных учреждений – защита инновационного проекта на присвоение статуса экспериментальной площадки.

• Доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования «Формирование духовно-нравственной культуры средствами музыкального фольклора детей дошкольного возраста» - Федосеенкова И. В.

• Кустовое методическое объединение по теме: «Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»: семинар-практикум по теме экспериментальной площадки «Социо-игровой подход в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель Михалева И. А., педагоги дополнительного образования Зылевич И. А., Тойбар М. Ю., воспитатели Ермоленко Т. А., Исаева Г. М. Где педагоги поделились опытом работы по применению социо-игровых технологий, методов и приемов по В. М. Букатову.

• Доклад с презентацией на МО воспитателей в рамках районного педагогического совещания работников образования по теме «Формирование гражданственности и чувства любви, гордости к родине» - Воспитатель Ермоленко Т. А.

• Трансляция опыта работы в СМИ радио «Луч» по теме: «Обучение английскому языку в игровой деятельности» педагог дополнительного образования Тойбар М. Ю.

• Информирование через обновление структуры и содержания сайта ДОУ www.radugatarko.caduk.ru.

• Всероссийский конкурс «Национальной премии в области образования» награждены Дипломом 2 степени воспитатели Ермоленко Т. А., Исаева Г. М. «За успехи внедрения инновационных проектов программ в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи – 2012»

• В I Международном конкурсе учителей «Профессионалы» Центра научной мысли г. Таганрога 6 Дипломов II степени в номинациях «Программы дополнительного образования детей», «Урок», «Работа с родителями», «Презентация в воспитательном процессе», «Внеклассное мероприятие».

• Окружной конкурс проектов дошкольных образовательных учреждений «Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество дошкольного образования» На предоставление ГРАНТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО.

Работа с родителями

Система работы с родителями по повышению уровня их компетентности в вопросах организации взаимодействия с семьями воспитанников включает в себя различные формы работы:

• анкетирование;

• консультации;

• родительские собрания;

• тренинги по овладению совместной игровой деятельности с ребенком;

• участие родителей в мероприятиях ДОУ;

• помощь в создании предметно-развивающей среды ДОУ (игровое оборудование);

• Семейный клуб «Содружество» для родителей старших групп по теме «Играя, развиваемся и растем». Руководитель учитель-логопед В. А. Мальцева, старший воспитатель Михалева И. А., музыкальный руководитель И. В. Федосеенкова, педагоги дополнительного образования Зылевич И. А., Тойбар М. Ю. ;

• Родительская конференция по преемственности педагоги подготовительных групп ДОУ совместно с педагогами школ города. В рамках проведения родительской конференции воспитатели ДОУ продемонстрировали в НОД для учителей и родителей использование социо-игрового подхода в непосредственно-образовательной деятельности.

Работа с детьми

• В календарно-тематическое планирование внесена графа – «Методы и приемы по социо-игровому подходу», где отражены применяемые технологии, методы и приемы в течение дня.

• Организация совместной деятельности педагога с детьми.

• Организация, подготовка и проведение мероприятий совместно с родителями и детьми.

• «Шашечный турнир» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Педагог доп. обр. по информатике.

• Интеллектуальная олимпиада «Там, на неведомых дорожках» среди старших дошкольников и учащихся 1-х классов школ. Психолог, логопед, педагог доп. обр. по информатике.

Воспитанники ДОУ активные участники конкурсов:

• В творческом конкурсе чтецов «В гостях у дедушки Корнея» награждены Дипломами I, II, III степени – 4 участника.

• Районный фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Лучик в ладошке» - Дипломы 1 и 2 степени во всех номинациях.

• Музыкальный городской конкурс «Музыкальные бусинки».

• Награждены Дипломами за активное участие во всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Ангел вдохновения» г. Санкт-Петербург – 5 участников.

• Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» в конкурсном туре «Мир игрушек-хохотушек» Дипломами лауреата награждены 3 участника.

• Связи с социумом: цикл совместных мероприятий в краеведческом музее, в группах ДОУ налажен тесный контакт с представителями пожарной части и государственной инспекцией безопасности дорожного движения, кадетами СОШ №2.

Сравнительный анализ развития социо-коммуникативных навыков выпускников МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»

Данные результаты были достигнуты посредством: повышения самообразования педагогов, участие педагогов в мастер-классах, семинарах, методических объединениях, консультациях, выполнениях рекомендаций методического кабинета, изучение методических новинок, обмен опытом работы, посещение организованной деятельности; учет диагностических данных развития детей и индивидуальной работы с детьми, которая проводилась в режимных моментах в течение дня. Также на результативность повлияла качественная подготовка педагогов к непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс социо-игровых технологий и подбора оптимальных методов и приемов, позволяющих активизировать каждого ребенка; дифференцированного подхода к детям; использование нетрадиционных форм построения НОД и использования наглядностей, позволяющих повысить активность и интерес детей; решение проблемных задач, организация поисково-исследовательской деятельности. Немаловажную роль в повышении результатов сыграла тесная взаимосвязь с семьей.

Реализация средств Гранта Главы Пуровского района

В 2011 году в рамках районной целевой программы «Меры по развитию системы образования Пуровского района на 2011-2013 годы» инновационный проект поощрен Грантом Главы Пуровского района в размере 60 000 рублей. На средства Гранта (статья 310 «Приобретение основных средств») было приобретено следующее оборудование:

№ Наименование показателя Количество Всего рублей

1 Ноутбук Lenovo Y470 1 шт. 31500

2 Кухня «Мальвина» 1 шт. 12000

3 Кухня детская 1 шт. 10000

4 Парикмахерская со стулом 1 шт. 8000

61500

Выводы

Реализация проекта позволяет предполагать, что проведенные мероприятия для педагогов нашего ДОУ повысит качество организации воспитательно-образовательной деятельности старших дошкольников. На данном формирующем этапе можно смело говорить о готовности педагогического коллектива к внедрению социо-игрового подхода к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста.

Прогноз развития на следующий год (результаты самооценки)

• Создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель через организацию совместных мероприятий.

• Продолжать систему мероприятий по педагогическому, психологическому просвещению семьи.

• Привлечение родительской общественности к воспитанию и обучению детей с использованием игровой деятельности, более тесному сотрудничеству ДОУ и семьи.

• Продолжать повышение педагогической компетенции в области применения социо-игровых подходов в воспитательно-образовательном процессе.

• Продолжать пополнение «Банка педагогических инноваций».

• Усовершенствование материально-технической базы, предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей формированию и развитию социально-личностных, коммуникативных качеств дошкольника.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Отчет о реализации инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки
Опубликовано: 28 июня 2013 в 23:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...