МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Развитие графомоторных навыков»

Джульета Кажарова
Отчет по самообразованию «Развитие графомоторных навыков»

«Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим» М. Горький

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие графомоторных навыков“» размещена в разделах

Так как дошкольный возраст является периодом наивысших возможностей для наиболее эффективного развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевой практики и совершенствовании графомоторных навыков у старших дошкольников. Изучив

педагогическую литературу, пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно,

обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и

умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача

– учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Именно это

обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность работы по

теме: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

В рамках повышения своего профессионального уровня в течение 1 полугодия, я изучала методическую литературу по данной теме и выделила для себя следующие аспекты:

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:

- рисовать;

- раскрашивать;

- копировать простейшие узоры;

- соединять точки;

- правильно удерживать пишущий предмет.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа :

Первый этап.

Развитие общей и мелкой моторики.

Для развития общей моторики необходимо:

- выполнять физминутки.

Для развития мелкой моторики необходимо:

- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)

- лепить из пластилина или глины;

- вырезать из бумаги;

- нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;

- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

- собирать мозаики и конструкторы;

- раскрашивать раскрасками и т. д.

Второй этап.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

- ориентировку в собственном теле;

- ориентировку в окружающем пространстве;

- ориентировку на листе бумаги.

Третий этап.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

На этом этапе выполняется:

- Ознакомление с клеткой, пространством листа.

- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).

- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

диктанты).

Последовательность правильного формирования графомоторных навыков :

1 шаг. Дети учатся правильно сидеть.

2 шаг. Учатся правильно держать ручку и бумагу.

3 шаг. Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

4 шаг. Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

5 шаг. Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).

6 шаг. Учатся рисовать круги и овалы.

7 шаг. Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

8 шаг. Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины

(вводится ограничительная линейка - строка).

9 шаг. Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.

Таким образом, коррекционно-развивающую работу в области графомоторных навыков веду различными способами.

В своей работе с детьми по развитию графомоторных навыков я использую следующие задания:

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

5. Шнуровка.

6. Лепка из пластилина с использованием природного материала

7. Работа с конструктором Лего.

8. Различные виды аппликаций.

9. Рисование по трафаретам.

10. Рисование различными материалами: ручкой, простым карандашом, цветными

карандашами, мелом, акварелью и т. д.

11. Рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

12. Рисование по точкам, контурам, клеточкам;

13. Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

14. Дорисовка (по принципу симметрии).

15. Дорисовка геометрических фигур.

16. Дорисовка недостающих деталей.

17. Упражнение «Оживи рисунок».

18. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

19. Лабиринты.

20. Графические диктанты.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 1 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Сразу обучаю детей правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

Особое внимание уделяю выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

Обращаю внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их. Во время занятия делаем перерыв, во время которого выполняем пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Вывод:

В соответствии с поставленными задачами были определены направления

работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников, формы

взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно-тематический план

для детей старшей группы №2.

Благодаря такой целенаправленной и систематической работе по формированию у детей графомоторных навыков, с одной стороны педагогов, с другой, родителей,

решаются очень важные задачи:

• влияние на интеллектуальное развитие ребенка

• овладение навыком письма

Решение этих задач в будущем поможет избежать проблем в школьном обучении.

У детей совершенствуется зрительно-двигательная координация, мелкая моторика и координация движения пальцев рук, дети более свободно и уверенно пользуются карандашом, меньше трудностей испытывают при работе с ножницами, улучшается память, внимание, развивается речь и мышление.

Дети с удовольствием выполняют задания, так как они даются в игровой форме,

сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками. Одновременно дети знакомятся с требованиями штриховки, учатся находить геометрические фигуры, обводить рабочую строку и в ее пределах рисовать.

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников Формирование графомоторных навыков у дошкольников «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант К важному параметру школьной зрелости.

Консультация для родителей на тему «Развитие графомоторных навыков у детей» Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т. е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия.

Отчёт по самообразованию «Развитие речевых навыков у детей 1,5–3 лет» Тема: «Развитие речевых навыков у детей 1,5-3 лет» Воспитатели: Иванова С. Б; Смолянинова Е. В. Дата: 15.05.2018г В деле воспитания процессу.

План по самообразованию «Развитие трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя ДОУ 2012 – 2013 учебный год Воспитатель: Булыгина Олеся Валерьевна Тема: «Развитие трудовых умений.

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста «Русская изба в сказках» Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста в проекте «Русская изба в сказках». Воспитатель: Лукьянова И. В. 2019.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Учитель – логопед МБДОУ д/с №58 Пономаренко.

Советы родителям «Развитие графомоторных навыков у детей» РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ (СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ) Подготовила: Воспитатель Громова А. Г. Одно из проявлений неготовности ребёнка.

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим» М. Горький В настоящее время всё более актуальной становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие графомоторных навыков»
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 21:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД