Клочкова Галина Игоревна
Мнемотехника как система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти
Отчёт по самообразованию
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мненемотаблиц»
«Речь - это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Гегель Георг Фридрих
Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.
Публикация «Мнемотехника как система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти» размещена в разделах
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.
Исходя из выше сказанного, в 2020 – 2021 учебном году, я взяла тему самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц».
Цель: Выявление влияния приёмов мнемотехники на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.
Совершенствовать звуковую культуру, грамматический строй речи, активизировать словарный запас.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание.
Воспитательные: Формировать интерес к художественной литературе.
На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу:
• Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10
• О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001
• Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986
• Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
• Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
• Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. ; Эксмо, 2006г.
• 2003г. спользование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г.
• Рзвитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
• Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
• Интернет – странички
Далее разработала примерное планирование НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе ДОУ.
Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы развития речи детей, работа с родителями.
Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых Мнемоквадратов : этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы) - «Овощи», «Фрукты», «Животные».
Далее, познакомила детей с приёмом – Мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно) - сказки «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
Для составления детьми коротких описательных рассказов применяла цветные Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Овощи и фрукты».
Активно использовала Мнемотаблицы в режимных моментах : «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания, раздевания на прогулку», «Наблюдение за ростом лука».
В результате работы по теме пополняла предметно- развивающую среду центра речевого развития в группе:
Изготовлена картотека мнемотаблиц «Учим стихи легко», «Мнемотаблицы по лексическим темам», «Мнемодорожки»;
Созданы картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи;
Картотеки сюжетных картинок для описательных рассказов;
Пополнила центр речевого развития методической литературой по развитию речи детей.
Помогали Мнемотаблицы при заучивании стихотворений,описании овощей/фруктов и т. д. Дети смотрели на картинку, вспоминали слова и произносили их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений и описаний разных предметов и явлений. На следующий учебный год планирую создавать, придумывать Мнемотаблицы вместе с детьми, чтобы как равноправный партнер, помогать детям, находить наиболее удачные решения.
На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Были подготовлены и проведены индивидуальные консультации «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста», «Применение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников», «Мнемотехника в помощь мамам и папам».Также была разработана анкета для родителей «Правильно ли говарит ваш ребенок». Родителям было дано домашнее задание: составить мнемотаблицу совместно с детьми по лексической теме «Осень».
Мною были подготовлены консультации для воспитателей :
«Использование мнемотехники в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
«Мнемотаблицы для детей. Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.»
«Роль мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»
В перспективе планирую, использование образовательной технологии «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.
Вывод:
Подводя итоги за 2020 – 2021 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по составлению описательного рассказа и развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры. Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный. Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.