Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Светлана Орехова (Колодченко)
Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Колодченко С. Ю.

Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст. 2 Закона. Определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий [5].

Закон определяет систему органов и учреждений профилактики, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания проведения такой работы. Установлены сроки проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых она проводится, контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Министерство образования Российской Федерации и органы управления образованием субъектов Российской Федерации проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков.

На уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления образованием приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации, выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.

Всего в настоящее время в России действует 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждений открытого типа. Всего по состоянию на текущий момент в подобных учреждениях закрытого типа около 5 тысяч несовершеннолетних обучается, в открытого типа около 2 тысяч подростков. Так же развивается сеть кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, обеспечивающих создание основ для подготовки детей и подростков служению Отечеству на гражданском и военном поприще [3, 3].

В целях осуществления мер по реформированию системы органов опеки и попечительства, улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В регионах России действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и размеры оплаты труда приемных родителей. В настоящее время в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом детей более 5 тысяч, точнее 5200 воспитанников.

В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и используются на практике различные формы помощи уличным детям: социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков.

Уличная социальная служба (аутрич-работа) – способ установления и поддержания контакта между специалистами социальной службы и целевой группой, потенциально заинтересованной в предоставляемых услугах. Технология аутрич-работы предполагает поиск специалистами социальной службы своих потенциальных клиентов, а также перенос предоставления некоторых услуг (консультирование, информирование, профилактика, снижение рискованного поведения) из учреждений «на улицу», ближе к представителям наиболее уязвимых групп.

Мобильный пункт помощи – это разновидность аутрич-работы, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микроавтобусом, что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиентов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала – проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации, которыми при других условиях несовершеннолетние не пользуются.

Дневные центры социально-психологической помощи (Центры СПП) – довольно распространенная форма работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Подобные центры могут функционировать как самостоятельно, так и в качестве отделений более крупных учреждений социальной защиты – центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, или территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Основная цель дневного Центра СПП – это оказание первичной социально-психологической и первой доврачебной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Центр СПП также осуществляет деятельность по профилактике беспризорности и безнадзорности, профилактике употребления ПАВ, профилактике ИППП и ВИЧ.

Отделение кратковременного проживания может создаваться на базе ГУ ЦСПСД («Социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних временного проживания», или ГУ СРЦН («Социальная гостиница – отделение временного пребывания несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет»). Отделение кратковременного проживания необходимо для оказания кризисной помощи несовершеннолетним.

Социальный приют, вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, относится к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:

• Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

Обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

Обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним на основе.

Социальная квартира – это форма реабилитационной работы, при которой несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, предоставляется временное в условиях максимально приближенным к домашним, с одновременным осуществлением индивидуальных социально-реабилитационных программ и оказанием правовой, психологической и педагогической помощи. Целью социальной квартиры является социально-психологическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних, возвращение их в кровную семью, или подготовка к независимому проживанию и помощь в решении жилищных вопросов.

За рубежом часто используется неофициальный термин – дети улиц, или уличные дети – несовершеннолетние, которые постоянно проживают или значительную часть своего времени проводят на улице. Однако именно из-за своей широты, этот термин страдает неточностью, поскольку он не отражает нюансов социального статуса ребенка.

Реабилитация уличных детей и подростков, имеющая целью возвращение их к кровным родителям, помещение в замещающую семью, направление в интернатное учреждение или адаптацию к успешному независимому проживанию, является сложным и длительным процессом, который предполагает вовлечение различных служб, как государственных, так и общественных. Однако начальным звеном этой длительной и кропотливой работы является служба первичной помощи детям улиц.

В Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII—XIX вв.

Социальная помощь детям осуществляется через систему детских учреждений, которая включает учреждения общего и специального типа.

Важное место в системе детских учреждений занимает широкая сеть приютов для сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются профессиональные социальные работники.

Существует в США также сеть детских исправительных учреждений, подчиненных властям штатов. К ним относятся специальные школы для малолетних преступников, куда дети попадают по направлению суда, тюрьмы, колонии, детские приемники. Основной персонал здесь составляют социальные работники [1, 19].

Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи.

В Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места пребывания (интернаты, приюты и т. п.) они утрачивают связь со своей социальной средой. Во-вторых, как показал многолетний опыт, совместное содержание подростков с проблемами вызывает еще большее количество проблем.

В Финляндии применяются такие формы, как временное или постоянное содержание в другой семье или специализированном детском учреждении. При этом в обязательном порядке детям предоставляется возможность поддерживать контакты с близкими людьми.

Хорошо развита сеть наркологических служб, осуществляющих лечение и реабилитацию наркоманов и их семей.

Социальная работа в Великобритании осуществляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами. Вся система финансируется и поддерживается муниципальными советами, советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами [2, 53].

В Германии, в отличие от США и ряда других европейских стран, социальная работа и социальная педагогика являются хотя и тесно взаимосвязанными, но все же самостоятельными областями науки и профессиональными сферами деятельности. Социальная помощь в Германии приобретает все более комплексный характер. Индивидуальные проблемы постоянно рассматриваются в социальном контексте. Поведенческие проблемы отдельных клиентов объясняются в зависимости от личностных качеств, но также и в связи с условиями жизни, отношениями с окружающими и т. д. [4, 27].

В Бельгии широко используется термин ортопедагогика. Подобно педагогике ортопедагогика предусматривает предварительное изучение образовательно-воспитательной ситуации ребенка с целью отыскать те факторы внешнего и внутреннего характера, которые стали причиной проблемной ситуации, и выяснить, можно ли их каким-то образом изменить. Конечная цель ортопедагогики – восстановление нормальной жизни ребенка. Если это удается, то ребенок оказывается уже в сфере нормального педагогического воздействия [2, 245].

Литература

1. Бечки, Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США [Текст] / Ш. Бечки. – М.: Наука, 1991. – 193 с.

2. Боденко, Б. Н. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. [Текст] / Б. Н. Боденко, В. Б. Корняк, А. Н. Панов. – М.: Форма, 1999. – 392 с.

3. Карелова, Г. Дети России. На повестке дня новые задачи [Текст] / Г. Карелова // Социономия. – 2002. – № 12. – С. 2-6.

4. Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [Текст]: постатейный справочник для специалистов органов опеки и попечительства/ Т. В. Тихонова. – СПб.: Изд- во С. -Петерб. ун-та, 2001. – 180 с.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: [федеральный закон: принят Гос. Думой 24 июня 1999года]. – http://www.consultant.ru.

Публикации по теме:

Акция «Маленьким детям — большие права!»Акция «Маленьким детям — большие права!» В соответствии с планом работы департамента образования администрации Сургутского района на 2012 -2013 учебный год, с целью привлечения.

Заявление к аттестации В аттестационную комиссию специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения города Новокузнецка. Куртуковой Натальи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних
Опубликовано: 22 мая 2013 в 10:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...