Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Светлана Орехова (Колодченко)
Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Колодченко С. Ю.

Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст. 2 Закона. Определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий [5].

Закон определяет систему органов и учреждений профилактики, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания проведения такой работы. Установлены сроки проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых она проводится, контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Министерство образования Российской Федерации и органы управления образованием субъектов Российской Федерации проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков.

На уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления образованием приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации, выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.

Всего в настоящее время в России действует 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждений открытого типа. Всего по состоянию на текущий момент в подобных учреждениях закрытого типа около 5 тысяч несовершеннолетних обучается, в открытого типа около 2 тысяч подростков. Так же развивается сеть кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, обеспечивающих создание основ для подготовки детей и подростков служению Отечеству на гражданском и военном поприще [3, 3].

В целях осуществления мер по реформированию системы органов опеки и попечительства, улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В регионах России действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и размеры оплаты труда приемных родителей. В настоящее время в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом детей более 5 тысяч, точнее 5200 воспитанников.

В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и используются на практике различные формы помощи уличным детям: социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков.

Уличная социальная служба (аутрич-работа) – способ установления и поддержания контакта между специалистами социальной службы и целевой группой, потенциально заинтересованной в предоставляемых услугах. Технология аутрич-работы предполагает поиск специалистами социальной службы своих потенциальных клиентов, а также перенос предоставления некоторых услуг (консультирование, информирование, профилактика, снижение рискованного поведения) из учреждений «на улицу», ближе к представителям наиболее уязвимых групп.

Мобильный пункт помощи – это разновидность аутрич-работы, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микроавтобусом, что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиентов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала – проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации, которыми при других условиях несовершеннолетние не пользуются.

Дневные центры социально-психологической помощи (Центры СПП) – довольно распространенная форма работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Подобные центры могут функционировать как самостоятельно, так и в качестве отделений более крупных учреждений социальной защиты – центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, или территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Основная цель дневного Центра СПП – это оказание первичной социально-психологической и первой доврачебной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Центр СПП также осуществляет деятельность по профилактике беспризорности и безнадзорности, профилактике употребления ПАВ, профилактике ИППП и ВИЧ.

Отделение кратковременного проживания может создаваться на базе ГУ ЦСПСД («Социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних временного проживания», или ГУ СРЦН («Социальная гостиница – отделение временного пребывания несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет»). Отделение кратковременного проживания необходимо для оказания кризисной помощи несовершеннолетним.

Социальный приют, вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, относится к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:

• Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

Обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

Обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним на основе.

Социальная квартира – это форма реабилитационной работы, при которой несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, предоставляется временное в условиях максимально приближенным к домашним, с одновременным осуществлением индивидуальных социально-реабилитационных программ и оказанием правовой, психологической и педагогической помощи. Целью социальной квартиры является социально-психологическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних, возвращение их в кровную семью, или подготовка к независимому проживанию и помощь в решении жилищных вопросов.

За рубежом часто используется неофициальный термин – дети улиц, или уличные дети – несовершеннолетние, которые постоянно проживают или значительную часть своего времени проводят на улице. Однако именно из-за своей широты, этот термин страдает неточностью, поскольку он не отражает нюансов социального статуса ребенка.

Реабилитация уличных детей и подростков, имеющая целью возвращение их к кровным родителям, помещение в замещающую семью, направление в интернатное учреждение или адаптацию к успешному независимому проживанию, является сложным и длительным процессом, который предполагает вовлечение различных служб, как государственных, так и общественных. Однако начальным звеном этой длительной и кропотливой работы является служба первичной помощи детям улиц.

В Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII—XIX вв.

Социальная помощь детям осуществляется через систему детских учреждений, которая включает учреждения общего и специального типа.

Важное место в системе детских учреждений занимает широкая сеть приютов для сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются профессиональные социальные работники.

Существует в США также сеть детских исправительных учреждений, подчиненных властям штатов. К ним относятся специальные школы для малолетних преступников, куда дети попадают по направлению суда, тюрьмы, колонии, детские приемники. Основной персонал здесь составляют социальные работники [1, 19].

Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи.

В Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места пребывания (интернаты, приюты и т. п.) они утрачивают связь со своей социальной средой. Во-вторых, как показал многолетний опыт, совместное содержание подростков с проблемами вызывает еще большее количество проблем.

В Финляндии применяются такие формы, как временное или постоянное содержание в другой семье или специализированном детском учреждении. При этом в обязательном порядке детям предоставляется возможность поддерживать контакты с близкими людьми.

Хорошо развита сеть наркологических служб, осуществляющих лечение и реабилитацию наркоманов и их семей.

Социальная работа в Великобритании осуществляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами. Вся система финансируется и поддерживается муниципальными советами, советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами [2, 53].

В Германии, в отличие от США и ряда других европейских стран, социальная работа и социальная педагогика являются хотя и тесно взаимосвязанными, но все же самостоятельными областями науки и профессиональными сферами деятельности. Социальная помощь в Германии приобретает все более комплексный характер. Индивидуальные проблемы постоянно рассматриваются в социальном контексте. Поведенческие проблемы отдельных клиентов объясняются в зависимости от личностных качеств, но также и в связи с условиями жизни, отношениями с окружающими и т. д. [4, 27].

В Бельгии широко используется термин ортопедагогика. Подобно педагогике ортопедагогика предусматривает предварительное изучение образовательно-воспитательной ситуации ребенка с целью отыскать те факторы внешнего и внутреннего характера, которые стали причиной проблемной ситуации, и выяснить, можно ли их каким-то образом изменить. Конечная цель ортопедагогики – восстановление нормальной жизни ребенка. Если это удается, то ребенок оказывается уже в сфере нормального педагогического воздействия [2, 245].

Литература

1. Бечки, Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США [Текст] / Ш. Бечки. – М.: Наука, 1991. – 193 с.

2. Боденко, Б. Н. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. [Текст] / Б. Н. Боденко, В. Б. Корняк, А. Н. Панов. – М.: Форма, 1999. – 392 с.

3. Карелова, Г. Дети России. На повестке дня новые задачи [Текст] / Г. Карелова // Социономия. – 2002. – № 12. – С. 2-6.

4. Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [Текст]: постатейный справочник для специалистов органов опеки и попечительства/ Т. В. Тихонова. – СПб.: Изд- во С. -Петерб. ун-та, 2001. – 180 с.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: [федеральный закон: принят Гос. Думой 24 июня 1999года]. – http://www.consultant.ru.

Публикации по теме:

Акция «Маленьким детям — большие права!»Акция «Маленьким детям — большие права!» В соответствии с планом работы департамента образования администрации Сургутского района на 2012 -2013 учебный год, с целью привлечения.

Заявление к аттестации В аттестационную комиссию специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения города Новокузнецка. Куртуковой Натальи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Отечественный и зарубежный опыт реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних
Опубликовано: 22 мая 2013 в 10:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...