Открытое итоговое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в историю Руси»

ирина герцик
Открытое итоговое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в историю Руси»

Цель: Закрепить знания детей о быте русского народа (Изба, печь, предметы кухонной утвари, особенности русской кухни.

Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения. Закрепить знания о различных жанрах устного народного творчества (песни, хороводы, игры, пословицы, поговорки). Обратить внимание на красоту и особенности русского языка. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны.

Словарная работа: народный костюм, льняная ткань, сарафан, пояс, опояска, рубаха-косоворотка, опоясываться, кокошник, оберег, лапти, драть лыко, красный угол, изба, веретено, русская печь, прялка, ухват, котелок, метла, рушник, щи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот и петух». «Колобок», «Заячья избушка». Чтение русских народных сказок. Беседа о старинных женских головных уборах. Рассматривание иллюстраций Древней Руси, русских городов и русичей в национальных костюмах. Знакомство с частушками, пословицами, потешками, поговорками. Был изготовлен макет русской избы.

Ход занятия:

(Звучит музыка, хозяйка сидит за прялкой и прядет пряжу, хозяйка и дети в русских народных костюмах)

Хозяйка: Ох, и вечер больно долог. Насчитаю сорок елок. То на лавке посижу, то в окошко погляжу. Позову-ка я ребят на посиделки! Эй, девчонки - веселушки, озорные хохотушки! Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы! Приходите поплясать, долгий вечер скоротать!

(дети входят под музыку, кланяются хозяйке)

Дети: -«На добрый привет, добрый ответ»

- «Новых друзей наживай, а старых не забывай» -«Здравствуй, хозяюшка!»

Хозяйка: - И вам доброго здоровья гости дорогие»

Ребенок:- Спасибо хозяюшка, что позвала нас в гости. В избу твою жаркую мы пришли с подарками. Прими от нас эти бусы и платок. (дарят подарки)

Хозяйка: - За подарки спасибо и низкий поклон. Ой. Вы гости, приходите! Да на лавочке посидите! Давайте – ка красны девицы и добры молодцы вспомним пословицы наши русские о земле-матушке, о труде.

Дети: «Дерево узнают по плодам, а человека по делам»

«Земля трудом кормится», «Труд кормит, а лень портит», «Без хозяина земля

сирота», «Пахарю земля - мать, а лодырю – мачеха», «Правда на огне не горит, на

воде не тонет».

Хозяйка: - Молодцы ребята, как много вы знаете пословиц русских. (звучит музыка и входят заморские гости)

Хозяйка: - Здравствуйте люди добрые!

Гости: - Здравствуй хозяюшка! Здравствуйте ребята!

Хозяйка: - Ой, вы, гости – господа. Долго ль ездили? Куда? И зачем вы к нам явились, у дверей остановились? Проходите в избу, за столы дубовые. На красное место с почетом и уважением, милости просим! Обо все по ряду, да и по чести и поговорим.

(гости садятся за стол, на красное место)

Гости: Мы объехали весь свет. За морем житье не худо, вот решили к вам попасть. На житье-бытье ваше посмотреть, и узнать, кто же такие русские люди? Како роду – племени? И что это за Русь Великая?

Хозяйка: - Ребята, давайте расскажем гостям, откуда пошла Русь наша и что за люди такие славяне?

Дети: (рассказы) – давным-давно, на месте городов и деревень находились непроходимые леса и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них и были наши предки, которые назывались славяне. Были они высокого роста, светловолосые, голубоглазые. Они отличались необыкновенной силой. Жили славяне племенами. Управляли племенем вожди. Это были храбрые воины. Мужчины часто защищали свои земли от врагов. Славян часто называли Русью. Поэтому их земли стали русской землей или Русью.

Гости: - Как много вы знаете о земле своей, молодцы ребята! А зачем вы нас посадили в «красный угол»? Его что, красной краской красят?

Дети: - Красный, значит красивый. В этом месте принимают гостей, отмечают праздники.

Хозяйка: - А мы с ребятами знаем много пословиц о том, как на Руси почитают гостей. Давайте расскажем их, ребята!

Дети: - «Красному гостю – красное место», «Гость на двор – хозяину радость», «Кого почитают, того и величают. Хлебом – солью встречают!»

Хозяйка: - Да. гости дорогие. Есть на Руси такой обычай, встречать гостей хлебом-солью. Вот и наш хлебушек поспел. Отведайте гости хлебца нашего, с пылу, с жару!

(гости пробуют хлеб, хвалят гостей)

Хозяйка: - Люди добрые. Прибыли вы к нам нежданно-негаданно, а попали на посиделки. А посиделки на Руси проходят весело, с песнями, плясками. Так послушайте же гости дорогие, частушки наши озорные! (дети исполняют частушки).

- Станем девицы рядком, да частушки пропоем!

- Да и мы, пожалуй, встанем, от девчонок не отстанем!

- Мы пришли сюда не драться, да не девок отбирать

- Мы ребята молодые, нам охота погулять!

- Приходите к нам ребята, у нас девок, как опят

- Мы согласны поменяться, на две девки – пять ребят!

- Мы девчата боевые, не видали вы таких

- Если петь, так в трехголосье, танцевать – за пятерых!

- Ох, довольно мы напелись, дайте смену новую!

- Ой, спасибо гармонисту, за игру веселую!

Гости: - Да, молодцы, какие частушки озорные! А одежда у вас какая красивая, необычная. Материя какая-то неизвестная.

Хозяйка: - Ребята, давайте расскажем гостям о костюме нашем, из какой ткани мы шьем свои наряды?

Дети (ответы): Одежда наша простая, удобная и красивая. Материю ткут из льняных нитей, а нити получают изо льна. Льняная ткань экологически чистая, зимой в ней не холодно, а летом не жарко. Женская одежда состоит из кофты – рубахи и разноцветных сарафанов. Красный цвет ткани – тепло, праздник. Желтый цвет обозначает богатство, цвет солнца; голубой – символ неба, молодости; коричневый означает землю – кормилицу. Ворот и рукава кофты украшаем вышивкой из нитей «мулине». Мужчины носят длинные рубахи, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава невозможно работать. Воротник у такой рубахи скроен косо, сбоку. И поэтому она называется «косоворотка». Рубаха украшена вышивкой на вороте, рукавах и по низу. Подпоясываемся мы опоясками. Их плетем из кожи, тесьмы, или шьем из ткани.

Гости: - Ух, ты, как интересно! А что это у вас на ногах обуто?

Дети: - Это лапти. Их плетут из коры липы. Они очень удобные, легкие. Нога в лаптях дышит, так как дырочки пропускают воздух. А чтобы лапти не спадали, к ним приделаны веревочки и они привязаны к ноге.

Гости: - А что это за чудо – юдо посреди избы стоит?

Хозяйка: - А это печь русская! И сейчас ребята расскажут о ней пословицами.

Дети: - «Без печки хата – не хата», «Печь в избе, как сундук с золотом». В ней хлеба пекут, пироги, яства всякие готовят. Печь дом обогревает!

Гости: - Ой, как интересно! Все так необычно у вас. А вы, молодцы какие, все знаете! – А это что за инструменты такие диковинные?

Дети (показывают) – Это ухват! «Ухват, ровно бык рогат»- им из печи горшки вынимают.

«Веник, как скоморох по избе пляшет» - им избу метут, чтоб чисто было.

«Котелок в печи, словно черная курица на золотых яйцах» - в нем еду готовят!

Гости: - Да, любо на вас посмотреть. А что это за станки такие?

Дети: - Это прялки стоят! На них мы прядем пряжу, а из пряжи вяжем на зиму теплые вещи: носки, платки.

(Звенят колокольчики, входят Скоморохи)

Скоморохи: - Доброго вам здравия, русичи дорогие и гости заморские!

- Мы веселые потешники, столичные насмешники – веселые Скоморохи!

- У нас гусли, дудки и гудки, песни и пляски, игры и сказки. Собрались мы позабавиться да потешиться, поиграть да посмеяться.

Хозяйка: - Смех вам да веселье!

Скоморохи: -Что за славный денек! Собирайся народ, будем петь и шутить и гостей веселить! Так давайте же гости дорогие спляшем в хороводе нашем.

(Дети становятся в круг и танцуют «Во саду ли в огороде)

Скоморохи: - Неплохо бы потешить гостей заморских играми русскими.

Хозяйка: - Давайте поиграем в русскую народную игру «Орешки». Считалочкой выберем водящего.

Ребенок – Катилось яблочко. Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет

Дети говорят хором: - В лесу на поляне стоит орешник в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит.

Водящий: - На кусте орех родился, под куст скатился. Под куст скатился, на руках очутился. Твое ли? Мое ли? (ребенок отгадывает в какой руке орех)

Скоморохи: -А еще славилась Русь наша богатырями!

Гости: - А какие же богатыри были на Руси?

Дети: - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка, Илья Муромец!

Скоморохи: - А давайте проверим, не перевелись ли на Руси богатыри?

Хозяйка: - Гости дорогие! Не хотите ли померяться силой с нашими молодцами? Давайте поиграем в игру «Перетяни канат» (после игры Скоморохи прощаются и уходят)

Хозяйка: - Песнями соловья не кормят. Пора и отобедать гости дорогие. (проходим к столу вместе с детьми и садимся. На столе вареная картошка, гречневая каша в котелке, хлеб, деревянная посуда)

Гости: - Хороша хата! Не хата, а царская полата!

(хозяйка ставит на стол каравай со словами:)

-«Хлеб – всему голова»

Дети: - «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной», «Щи – добрые люди», «Ах картошка ты картошка! Кормишь ты честной народ! Если есть картошка в доме, будешь сытым целый год!»

Хозяйка: - Угощайтесь, гости дорогие! Отведайте блюда наши русские! Угощайтесь, ребята. Чем богаты, тем и рады! Приятного вам аппетита!

Открытое итоговое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в историю Руси»
Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предложить вам проект"Русская изба". АКТУАЛЬНОСТЬ: В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Открытое итоговое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в историю Руси»
Опубликовано: 12 марта 2014 в 19:15
+37
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...