Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Ольга Арышева
Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Программные задачи:

*Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.

*Познакомить с историей игрушки, формировать интерес и бережное отношение к ней.

*Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус.

Словарная работа:

оберег, кушак, потешный, вышивка, «пеленашка», свистулька, тряпичная кукла, кукла-удавка.

Демонстрационный материал:

рубаха косоворотка, расписные деревянные ложки, колпак, деревянные и глиняные игрушки, матрешки, тряпичная кукла.

Ход занятия:

Дети под музыку, хороводным шагом, заходят и встают по кругу.

- Дети, сегодня мы с вами вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда они были такими же маленькими как вы сейчас. Жили они очень- очень давно. Они также как вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая.

Вот посмотрите, какой у меня красивый сарафан. В такой одежде взрослые ходили на праздники. Под сарафан одевали такую рубаху-косоворотку. Она красивая? Чем она украшена? Как появилась на рубахе вышивка? Какого цвета для вышивки использовали нить? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Красный цвет любили, потому что он красивый, праздничный, яркий, теплый, нарядный. Мальчики такие рубахи подпоясывали кушаком, даже есть такая пословица: «Подпоясанного и бес боится».

А еще наши прабабушки и прадедушки очень любили природу, солнышко, ветер, животных, деревья, и сочиняли об этом сказки, присказки, заклички, пословицы, песенки, потешки.

- Дети, а кто знает, что такое потешка? (красивое, ласковое, веселое, потешное стихотворение). Дети рассказывают потешки выученные ранее.

- Послушайте мою потешку:

Ход занятия:

Дети под музыку, хороводным шагом, заходят и встают по кругу.

- Дети, сегодня мы с вами вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда они были такими же маленькими как вы сейчас. Жили они очень- очень давно. Они также как вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая.

Вот посмотрите, какой у меня красивый сарафан. В такой одежде взрослые ходили на праздники. Под сарафан одевали такую рубаху-косоворотку. Она красивая? Чем она украшена? Как появилась на рубахе вышивка? Какого цвета для вышивки использовали нить? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Красный цвет любили, потому что он красивый, праздничный, яркий, теплый, нарядный. Мальчики такие рубахи подпоясывали кушаком, даже есть такая пословица: «Подпоясанного и бес боится».

А еще наши прабабушки и прадедушки очень любили природу, солнышко, ветер, животных, деревья, и сочиняли об этом сказки, присказки, заклички, пословицы, песенки, потешки.

- Дети, а кто знает, что такое потешка? (красивое, ласковое, веселое, потешное стихотворение). Дети рассказывают потешки выученные ранее.

- Послушайте мою потешку:

Курли-курли-курли, летят журавли.

Курли-си, курли-си, по-Руси, по-Руси.

На Руси всегда в почете коробейники бывали.

Ленты, ложки и платочки на базаре продавали,

Я не стану вам сегодня эти ложки продавать,

Я их там отдам и танцем буду всех развлекать.

(Дети танцуют танец с ложками)

- А еще наши прабабушки и прадедушки любили водить хороводы и играть в народные игры, например, в игру «Колпачок».

(Проводится игра)

- А сейчас пройдем на стульчики, я вам расскажу что-то интересное.

Когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, то, так же как и вы очень любили играть. Но таких игрушек как у вас, раньше не было. Давайте подумаем, в какие игрушки играли раньше (деревянные и глиняные; воспитатель показывает сундучок с игрушками).

- А сундучок-то волшебный! Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова. Послушайте какие: «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай0ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

(Дети произносят волшебные слова)

Воспитатель предлагает погладить его, приговаривая:»Ой, какой хороший сундучок! А теперь мы его откроем и посмотрим, что же там лежит?»

- Ребята, посмотрите, это игрушки. Вот такими игрушками играли в старину. Посмотрите, из чего они сделаны? (из глины) Это свистульки, фигурки разных животных. Все они яркие, солнечные. Даже в холодный зимний день они излучают тепло. Это сказочные фигурки. Все они стройные, с длинными шеями, будто стремятся к солнышку. (Какие цвета используют мастера, какие элементы росписи мы видим)

-Посмотрите, что это за игрушка (Матрешка) Она расписана гуашевыми красками и покрыта бесцветным лаком, предохраняющим узор от стирания и выцветания. Верхняя часть оформлена как девичья голова, повязанная полушалком, туловище одето в сарафан. Весь облик матрешки очень мягкий, лицо чуть подсвечено розовым тоном, с ярко-розовыми щечками. Какие красивые куклы в этом сундучке. Эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки и бабушки ваших бабушек. Они тряпичные, девочки делали их своими руками. И сегодня мы поговорим об этих куклах. Посмотрите, из чего они сделаны? (дети рассматривают, трогают куклу)

- А эта кукла из лоскутков ткани (тряпичная).

- А эта кукла сделана из соломы и ниток. Сейчас я расскажу вам об этих куклах. Эти куклы обрядовые, это обереги. Обереги - от слова «оберегать». Это кукла - удавка (показать куклу из ярких лоскутков ткани, перевязанных нитками). В старину был обряд удава. Это обряд рождения ребенка. Когда ребенок рождался, делали такую куклу, подвешивали на веревочку и клали в колыбельку, она заменяла ребенку погремушку. Эта погремушка оберегала малыша. Нравятся такие погремушки?

-Хотели бы поиграть с такими куклами? (показать куклу «пеленашку»)

Посмотрите, какая интересная куколка, свернута в маленький кулечек! Раньше новорожденных детей плотно- плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребенок оберегался в ней. Он был незаметен ни для кого. А чего боялись в люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому, первая кукла ребенка, образ его, была «пеленашка». Играли с такой куклой: заворачивали, качали и пели песенки. Давайте вместе споем колыбельную для нашей куколки.

(Дети поют колыбельную «Баю-баюшки-баю…»)

- Я очень рада, что вы знаете песенки, которые пели наши прабабушки. И если вы, когда вырастите, будите петь их своим детям, то русое народное творчество будет жить еще долго.

- Интересные эти куколки? А вы хотели бы сделать куклу «пеленашку»? Мы будем делать необычные куклы «пеленашки», из соленого теста, а кроватки будут из спичечных коробков.

(Дети подходят к оборудованным столам для изготовления поделок)

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 13:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Дружба начинается с улыбки!»
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Задачи: формировать навыки общения друг с другом, развивать навыки позитивного...
Фоторепортаж «Посещение Галереи кукол»
Со вчерашнего дня я нахожусь под впечатлением от посещения Галереи кукол на улице Большая Морская в самом центре Петербурга. Мы поехали туда с...
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Мастер-класс: Торт из карандашей и фломастеров
Многие из нас любят мастерить что-нибудь интересное. Приятнее всего проявлять креативность, создавая что-то необычное для особенного случая. Мне...