Открытый досуг для детей старшей группы «Геологи в гостях у хранителей подземных богатств»

Елена Елистратова
Открытый досуг для детей старшей группы «Геологи в гостях у хранителей подземных богатств»

Цели и задачи:

Научить детей ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.

В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.

Познакомить детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через игровую, опытно-познавательную, театрализованную деятельность познакомить детей со свойствами и происхождением камней.

Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.

Продолжить знакомство детей произведениями П. Бажова.

Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Воспитывать аккуратность.

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, корзинки, пластилин разного цвета, бруски дерева, молоток, камешки-конфетки.

Ход досуга:

Воспитатель: «Здравствуйте дорогие гости. Спасибо за то, что пришли к нам. Сегодня наши ребята расскажут и покажут вам много интересного. А о чем? Вы узнаете, отгадав мою загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, эту загадку мою отгадал?

Кто, этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Правильно, и сегодня досуг посвящен работе нашего мини-музея «Мир камней».

Звучит музыка. Гномики (муз. и сл. К. Костина)

В зал входят пять гномиков с корзинками.

1-й гном: Мы хранители подземных богатств – гномы.

Все в мире камни нам знакомы, но людям

Богатство мы показывать не будем.

Раскладывают содержимое корзинок на свои столики.

Звучит песня. («Мы проходим по дебрям таежным.»)

Входят геологи с рюкзаками на плечах.

2-й гном: Вы кто такие? Зачем сюда пожаловали?

1-й ребенок: Мы геологи. Мы ищем ценные камни.

2-й ребенок: Если труден путь и долог, если нелегка дорога

Одолеет все геолог, от него зависит много.

3-й ребенок: Мел, горючее, металлы он приносит добрым людям. Без него бы их не стало. Мы про это не забудем.

4-й ребенок: Изучать земные недра нелегко, но очень нужно. Побороть любые беды пусть нам всем поможет дружба.

5-й ребенок: А еще, мы, геологи ищем подземные сокровища.

5-й гном: Сокровище? Караул! Геологи! Грабят!

1-й ребенок: Нет, мы пришли не грабить. Ценные камни нам нужны, чтобы помочь людям.

3-й гном: Мы тоже хотим помочь людям и покажем вам наше богатство, но сначала вы ответите на вопросы и выполните задания.

Звучит гонг.

1-й гном (на столике лежат различные камни (гранит, мрамор и др.):

Как появились камни?

Ответы: Камни – это часть нашей земли. Они образовались,много лет назад из минералов, когда извергались вулканы.

На камни действуют солнце и дождь, мороз и ветер, вода и лед, внутреннее тепло Земли, и камни превращаются во что-то новое, хотя мы этого не замечаем.

Опыт: Дети берут несколько кусочков пластилина и прижимая их друг к другу сдавливают.

Вывод: Вот так минералы, соединяясь, друг с другом образовывали камни.

Почему они разного цвета?

Опыт: Дети берут пластилин белого и черного цвета и перемешивают их. Затем разрезают стекой на две части, показывают.

Вывод: Минералы разного цвета соединялись, образовали такие камни.

Для чего нужны камни?

Ответы: Дети отвечают по иллюстрации: раньше люди разжигали огонь. Сейчас из камня строят дома (мрамор, гранит, делают дороги, делают посуду (керамика, в часах есть камни, в радиоэлектронике (гранат, агат) тальк — в медицине.

Помощь воспитателя: (Дети рассматривают камни через лупу)

Гранит — это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мрамор. Мрамор - тоже горная порода (показывает). Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

Воспитатель: Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску. Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор - главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.

2-й гном: (На столике морские камни и ракушки) А теперь мои вопросы.

Звучит гонг.

Как появились мои камни? Какие они?

Ответы детей: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.

Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими.

“В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в ракушки. Ракушки состоят из такого минерала-кальция. Его много в наших зубах. И ракушки такие же крепкие как наши зубки.

Помните поговорку "вода камень точит"? Так и море постепенно измельчает все надводные и подводные скалы и глыбы, оставшиеся после землетрясений миллионы лет назад.

Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.

3-й гном: (На столике деревянный брусок, большой камень, сосуд с водой, молоток, гвоздь.) А теперь все ко мне.

Звучит гонг.

Докажите, что тяжелее камень или дерево?

Опыт: В сосуд с водой опускается дерево, в другой – камень.

Вывод: камень тяжелее.

Докажите, что тверже камень или дерево?

Опыт: в брусок дерева (с помощью воспитателя) вбивается гвоздь. Попытка вбить гвоздь в камень.

Вывод: камень тверже.

4-й гном: (На столике мел, уголь, соль, известь, лимон, сосуд с водой)

Теперь я спрошу:

Звучит гонг.

А все ли камни твердые?

Ответы детей: Мел и уголь ломается и крошатся.

Опыт: Соль растворяется в воде.

Опыт: лимон выжимается на известь, она шипит и растворяется.

Вывод: Есть камни мягкие и растворимые.

5-й гном: (на столике украшения, пластилин разного цвета, сказки П. Бажова, иллюстрации.) Вот и моя очередь спрашивать.

Звучит гонг.

Гном показывает полу - драгоценные и драгоценные камни.

Почему они такие красивые? Какие сказки вы про них знаете?

Опыт: Дети смешивают пластилин разного цвета и разрезают стекой на две части.

Вывод: Так со временем соединялись минералы разного цвета.

Как они называются?

Воспитатель читает загадки:

Тот, кто любит этот камень

Дружбе верен, сердцем чист. Это камень - (Аметист)

Красный камень красота

Уральских гор

Буд-то в чаше, в этом камне

Воды чистые озер. (Яшма)

На закат похож тот камень

На восход похож другой.

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят. (Гранит, агат)

Кто секрет хранить умеет,

Тот таинственно молчит,

И всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек –

Темноглазый …. (Малахит)

Ответы детей: На Руси издавна из них изготавливали украшения.

Звучит веселая музыка.

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам торопится?

5-й гном: Это наша подружка – Огневушка – Поскакушка.

Огневушка – Поскакушка:

Я, веселая девчушка- Огневушка - Поскакушка

Всем на помощь прихожу.

Если друг в опасности, сразу помощь окажу.

Люблю я очень книги, А вы? – хочу я знать!

Попробуйте волшебные загадки отгадать…

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите книги, и знаете много произведений разных авторов, сейчас я буду читать вам отрывки из произведений, которые приготовила для нас Огневушка - Поскакушка, а вы попробуйте отгадать названия этих произведений, согласны? (ответы детей)

Воспитатель показывает книги и читает отрывки:

1. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонька и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает… («Серебряное копытце»)

2. С этим, словом прислонилась к стеке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки… («Малахитовая шкатулка»)

3. Одна девочка на отшибе идет, годов так восемнадцати, Платьице на ней синее, платок на ней синий. И пригожая – сказать нельзя. Брови дугой, глаза – звездой, губы – малина, руса коса через плечо перекинута, а на ней лента синяя. И босиком вовсе… («Синюшкин-колодец»)

4. Стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье с переливом. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь. И вся то она изукрашена дорогими камнями. И так это платье сшито, как у цариц. («Медной горы Хозяйка»)

(дети называют произведения)

Воспитатель обращается к гномам: Вы, Хранители подземных сокровищ, убедились какие умные и хорошие

ребята к вам в гости пришли?

Гномы: Молодцы, ребята! Добывайте ценные камни, несите их, чтобы улучшить жизнь людей, а мы вам в этом поможем!

Раздают камешки-конфетки.

Заключительная песня: (C. Гребенников и Н. Добронравов – Держись геолог, крепись геолог, ты ветра и солнца брат!)

Литература:

.Николаенко Ю. «Сказы Седого Урала».

Плешаков А. А. «Мир вокруг нас».

Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7.

Шеина Т. М. «Живая и неживая природа».

Буруковский Р. Н. «О чем поют ракушки».

Каталог минералов. История камня.

Публикации по теме:

Поделки своими рукамиПоделки своими руками Не спешите от чего-то поскорее избавиться - выбросить в мусорное ведро. Ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть.

Занятие «Там горы высокие…»Занятие «Там горы высокие…» Тема исследовательской деятельности: «Как появляются горы». Цель: развитие представлений о горах. Задачи: • Формировать представление у.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Открытый досуг для детей старшей группы «Геологи в гостях у хранителей подземных богатств»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 18:33
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...