Открытый просмотр кружковой работы «Юный шахматист»

Татьяна Назарова
Открытый просмотр кружковой работы «Юный шахматист»

Кружок «Юный шахматист»

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Вступительное слово:

Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что её считают одним из феноменов современной цивилизации. Соединив в себе элементы искусства, науки, спорта, мудрая древняя игра стала не только одной из форм умственного состязания и культурного досуга, но и признанным средством воспитания детей.

Цель открытого просмотра: показать знания, умения и навыки детей, которые приобрели в процессе знакомства с шахматами.

История шахматной страны уходит в глубь веков – в те далекие времена, когда в Индии придумали эту игрушечную войну, очень напоминавшую настоящие войны тогдашних королей. В их армиях ведь тоже были пехота, конница и боевые слоны.

Основа шахматной игры это знания фигур, умений правильно ходить, чтобы объявить мат. Итак, выходи Настя расскажи про ладью…

Видимо ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Это башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у ладьи,

В бой ее скорей веди!

про коня….

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок:

Открытый просмотр кружковой работы «Юный шахматист»

Поле – прямо, поле – вбок.

Ну, а если угрожая

Окружения заслон,

Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.

про слона….

Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь,

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит вступая в бой,

Ходит правилам покорный,

Чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

Цвету одному верны!

про ферзя…

Ферз в шахматах, можно сказать чемпион,

И шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон –

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьет он и вдаль и в упор

И кажется, будто ферзю тесноват

Доски черно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше внимания ему удели.

про короля….

Король любит гладкий расчищенный путь:

В любую сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен король старина.

Зато начеку королевская рать –

Должна короля она оберегать.

Ведь ели б король беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

про пешек….

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперед.

На войну, не на парад,

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

А потом – вперед, вперед,

За шажком шажок.

Ну а как же пешка бьет?

Бьет наискосок.

Всю доску пройти должна пешка до конца –

Превратиться там она в грозного бойца.

Белый отряд, черный отряд-

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде – ты сам погляди-

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

- Рассмотрим позицию, скажите, в данном случае белому королю объявлен шах или мат?

стих про шах….

На тебя решил нагнать

Твой противник страх:

Королю сейчас опять

Объявил он шах.

Ты пугаться не спеши

Вражеских атак,

Поразмысли-ка в тиши:

Может, шах пустяк?

А еще я путь другой подсказать могу:

Ты дорогу перекрой этому врагу.

Стань фигурою своей на его пути –

Короля всего верней сможешь так спасти.

Подскажу тебе позволь,

Я и третий путь:

Не сумеет ли король в сторону шагнуть?

- А как поставить мат в один ход?

про мат….

- Что же такое мат?

Сейчас я вам дам задание, а вы подумайте и скажите, как и какой фигурой нужно поставить мат в один ход.

- Мат в один ход вы уже умеете все ставить, мы ставили его неоднократно и разными фигурами, сегодня я хотела бы вам рассказать, как можно поставить мат при помощи двух ладьей.

- А теперь я предлагаю вам попрактиковаться на шахматных фигурах.

Итак, расставляем…. поставили…. поменялись местами.

Молодцы!

Сегодняшней открытый просмотр подошел к концу, шахматная игра расширяет кругозор детей, увеличивает их словарный запас. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей, расставляют шахматы под диктовку; учатся продумывать ходы на несколько шагов вперед, предвидеть и предотвращать опасность, защищать свои фигуры. Все ребята хорошо знают и применяют множество шахматных терминов, решают простые шахматные задачи.

Публикации по теме:

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Презентация на тему: Формирование понятия культуры здоровья дошкольника через интеграцию разных видов деятельности Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Открытый просмотр кружковой работы «Юный шахматист»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 20:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...