МААМ-картинки

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

ТАТЬЯНА ИВАНОВА
Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы : а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.

Публикация «Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми» размещена в разделах

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении насекомых к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребёнка можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают конкретны, часто они носят общий или неопределё нный характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих насекомых. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности насекомых, не умеют внимательно, долго наблюдать за ними и делать выводы.

Приступая к работе по формированию у детей представлений о насекомых и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что дети уже знают. Это можно сделать, проводя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет насекомое, которое узнал (задание для малышей, рассказывает, какое оно (задание для ребёнка среднего возраста, классифицирует, например, по принципу «кто плавает, ползает, бегает, прыгает» (задание для детей старшего возраста).

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о насекомых и дидактические игры в вечернее время - все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книг, которые заинтересовали детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения насекомых, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. [6].

Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за насекомыми в уголке природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом :

а) направленные на формирование новых представлений о насекомых (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);

в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

Наблюдение.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями: а) его можно организовать в обстановке, естественной для насекомых, где они ведут себя свободно, непринуждённо; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения насекомых, которые становятся объектами длительного изучения; в) оно способствует непосредственному общению с насекомыми (покормить, потрогать и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учётом требований, предъявляемых к его организации и проведению:

- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного насекомого среду обитания;

- наблюдение не должно причинять вред насекомому (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);

- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя отряда насекомых (величину, характер движения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;

- целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений насекомых в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения насекомого.

Наблюдение за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях, а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Для этой цели используются утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

С детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий. Это даст возможность хорошо рассмотреть насекомого, понаблюдать за ним более длительное время, выяснить, как дети усваивают знания и правила обращения с насекомыми.

Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочек - павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.

Хорошо знакомое насекомое целесообразно сравнивать с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых. Такой характер наблюдения подготавливает детей к решению в будущем более сложной умственной задачи - выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

В подготовительной группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно отбирать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.

Опираясь на усвоенные, на предшествующих занятиях знания, следует ставить новую цель: обогащать представления дошкольников о пользе насекомых, развивать у ребят способность классифицировать животных.

Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения для детей разных возрастных групп «День Победы» Вед. Спасибо героям, спасибо солдатам, Что мир подарили тогда - в сорок пятом Вы кровью и потом добыли победу. Вы молоды были, сейчас –.

Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица»Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица» Сегодня я расскажу о проведенном нами праздникеМасленица в нашем детском саду для четырех групп (не брали только малышей) Цель: Приобщение.

Календарный план воспитательно-образовательной работы для разных возрастных групп Календарный план[/b] воспитательно-образовательной работы для разных возрастных групп 3дняКалендарный план образовательной деятельности.

Мастер-класс по росписи и декорированию «Маска, я тебя знаю» для родителей с детьми разных возрастных группМастер-класс по росписи и декорированию «Маска, я тебя знаю» для родителей с детьми разных возрастных групп Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Т. Григорьева.

Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Оно неотделимо.

Экологическое воспитание дошкольников. Ознакомление с насекомыми Мир природы вокруг нас (насекомые) Экологическое воспитание дошкольников Рябова Елена Николаевна Воспитатель «Мир, окружающий ребенка,.

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями .

Сценарий летнего праздника «Праздник Нептуна» на улице для разных возрастных группСценарий летнего праздника «Праздник Нептуна» на улице для разных возрастных групп Сценарий летнего праздника «Праздник Нептуна» на улице для разных возрастных групп Русалка: Здравствуйте, детишки, девчонки и.

Сценарий летнего развлечения для детей разных возрастных групп «Звёздная дорожка» Развлечение для старшего дошкольного возраста «Летний звездопад» с награждением победителей конкурсов Ведущий: Добрый день, дорогие дети,.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения для детей разных возрастных групп совместно со взрослыми «Зимние забавы» Все дети выходят на участок. Звучит веселая музыка. Под весёлую музыку выходит Снеговик. Снеговик: Здравствуйте, мои друзья, снеговик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми
Опубликовано: 20 августа 2019 в 23:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД