Получи документы

Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом

Антипова Виктория Юрьевна
Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширить знания детей об особенностях башкирского национального костюма;

- закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);

- познакомить с праздником «сабантуй»;

- закрепить лексическую тему «Мой город – Туймазы».

Коррекционно-развивающие:

- развивать и обогащать речь;

- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.

Коррекционно-воспитательные:

Публикация «Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом» размещена в разделах

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;

- воспитывать у детей чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Средства реализации: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись космической музыки; аудиозапись башкирской музыки; слайды.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома О РБ, г. Туймазы. знакомство с куклами в башкирских костюмах,

- беседы о башкирском народе, их традициях,

- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

- рисование «Укрась платье».

- экскурсия в краеведческий музей.

Активизация словаря: джигит, егет, курай, кубыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулын, бисер, кукррэксэ, ыштан.

Методические приемы:

1) Звучание башкирских мелодий.

2) Беседа.

3) Вопросы к детям.

4) Дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

5) Рассматривание башкирского костюма.

6) Объяснение.

7) Сюрпризный момент.

8) Физминутка.

Ход ООД: Орг. момент. Поздороваться с гостями.

Игра-приветствие:

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись космической музыки.)

Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и край – Республику Башкортостан. Как прекрасен этот край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. (показ слайдов, звучание башкирских мелодий)

На востоке высятся Уральские горы – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась родина – Башкортостан? (Ответы детей.)

Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей Башкортостана Уфа. Республика Башкортостан занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Воспитатель приглашает детей станцевать под башкирскую мелодию элементы башкирских движений.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. Что же это такое? Как вы думаете?

Дети: Одежда, костюм.

Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.

А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка, на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

Физминутка

Встало утром солнышко и гулять отправилось;

И на нашей улице все ему понравилось.

Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете башкирские праздники?

Дети: Сабантуй.

Воспитатель: Правильно - праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед.

На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте - на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18-метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы.

Анализ занятия.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Фото и видеоотчет «Знакомство с татарским костюмом и танцем» в средней группеФото и видеоотчет «Знакомство с татарским костюмом и танцем» в средней группе Задачи: 1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Россию. Ямал. 2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом.

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Игры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружениемИгры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому необходимо работу с детьми по ознакомлению с окружающим миром проводить.

Консультация для родителей «Ознакомление с правилами дорожного движения детей 2–3 лет» Консультация для родителей. Ознакомление с Правилами Дорожного Движения детей 2-3 лет. Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

НОД «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Задачи: формировать.

Выступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практикаВыступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практика С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок,.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 09:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД