Ознакомление детей со скульптурой

Светлана Гладкова
Ознакомление детей со скульптурой

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Средствами художественной выразительности скульптуры являются: пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы - ощущение ее тяжести или легкости. взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура - это полно объемное изображение, рельеф - неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

Монументальная скульптура - создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения. Отличается масштабом, единством содержания, исторические события, создается в честь выдающихся людей: памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

Декоративная скульптура - объединяет многообразные средства пластического украшения города, зданий, сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально – декоративную скульптуру, городскую, мелкую пластику. В становлении нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности большое значение имеет скульптура. В работе с детьми целесообразно использовать скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра, которая привлекает фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость, цветом, размером, декоративностью. Для детей 3-4 лет характерно «действенно игровое отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональное впечатление у них возникают чаще всего от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества. До 6 года дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К 7 годам начинают правильно определять назначение скульптуры. Они уже не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако у них отсутствует в речи слова «скульптура», «скульптор». Они заменяют их: «памятник», «сувенир». У детей 5-6 лет характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В них прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу.

Дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и задача педагога научить понимать специфику «языка» скульптуры. Начинать знакомство со скульптурой малых форм, с декоративной народной игрушки. Данный вид знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано на занятиях, на выставке в группе, в музее. Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптура по - разному передает образ животных, помогает воспринимать необычность позы, изменение пропорций на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Педагог может разъяснить содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах. Также дети могут и зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала фигура воспринимается в целом, затем отдельные детали. Это расширяет знания о событиях и явлениях жизни, познают различные возможности изображения, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить. При ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно назвать и определять характер действий. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа.

С целью знакомства со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Сначала дети с педагогом рассматривают совместно, затем самостоятельно, что обогащает их восприятие. Для выставок желательно иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник», сказочные образы «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Также важно иметь скульптур, изображающих животных, птиц. Важное значение имеет в ознакомлении со скульптурой посещение музеев, где дети могут непосредственно увидеть произведения искусства.

Таким образом, ознакомление детей со скульптурой представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства, освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают, дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование начальных суждений эстетической оценки. Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Публикации по теме:

«Такие разные скульптуры». Занятие кружка«Такие разные скульптуры». Занятие кружка Наше первое знакомство со скульптурой малых форм. Цель: развитие у детей тактильного восприятия разных скульптурных материалов (дерево,.

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление детей со скульптурой
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 21:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...