Ознакомление детей со скульптурой

Светлана Гладкова
Ознакомление детей со скульптурой

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Средствами художественной выразительности скульптуры являются: пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы - ощущение ее тяжести или легкости. взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура - это полно объемное изображение, рельеф - неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

Монументальная скульптура - создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения. Отличается масштабом, единством содержания, исторические события, создается в честь выдающихся людей: памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

Декоративная скульптура - объединяет многообразные средства пластического украшения города, зданий, сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально – декоративную скульптуру, городскую, мелкую пластику. В становлении нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности большое значение имеет скульптура. В работе с детьми целесообразно использовать скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра, которая привлекает фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость, цветом, размером, декоративностью. Для детей 3-4 лет характерно «действенно игровое отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональное впечатление у них возникают чаще всего от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества. До 6 года дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К 7 годам начинают правильно определять назначение скульптуры. Они уже не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако у них отсутствует в речи слова «скульптура», «скульптор». Они заменяют их: «памятник», «сувенир». У детей 5-6 лет характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В них прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу.

Дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и задача педагога научить понимать специфику «языка» скульптуры. Начинать знакомство со скульптурой малых форм, с декоративной народной игрушки. Данный вид знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано на занятиях, на выставке в группе, в музее. Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптура по - разному передает образ животных, помогает воспринимать необычность позы, изменение пропорций на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Педагог может разъяснить содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах. Также дети могут и зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала фигура воспринимается в целом, затем отдельные детали. Это расширяет знания о событиях и явлениях жизни, познают различные возможности изображения, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить. При ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно назвать и определять характер действий. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа.

С целью знакомства со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Сначала дети с педагогом рассматривают совместно, затем самостоятельно, что обогащает их восприятие. Для выставок желательно иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник», сказочные образы «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Также важно иметь скульптур, изображающих животных, птиц. Важное значение имеет в ознакомлении со скульптурой посещение музеев, где дети могут непосредственно увидеть произведения искусства.

Таким образом, ознакомление детей со скульптурой представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства, освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают, дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование начальных суждений эстетической оценки. Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Публикации по теме:

«Такие разные скульптуры». Занятие кружка«Такие разные скульптуры». Занятие кружка Наше первое знакомство со скульптурой малых форм. Цель: развитие у детей тактильного восприятия разных скульптурных материалов (дерево,.

Проект для детей старшей группы «Виртуальный музей изобразительного искусства» Тема проекта: «Виртуальный музей изобразительного искусства» Цель проекта: Ознакомление детей с Великими художниками и их произведениями.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление детей со скульптурой
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 21:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...