Ознакомление с окружающим миром детей групп кратковременного пребывания

Ирина Донцова
Ознакомление с окружающим миром детей групп кратковременного пребывания

Составила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №15 "Берёзка" И. В. Донцова

Ознакомление с окружающим миром

детей групп кратковременного пребывания

через наблюдения.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Целью моих наблюдений является: закреплять представления детей о том, что изменения в природе влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Я планирую наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Во время наблюдения я поддерживаю интерес детей к приметам времени года, задаю вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляю последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке я периодически обращаю внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев, цветов.

Использование мной стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют мне сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

В процессе наблюдения я задаю вопросы, предлагаю внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показываю взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются моими точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче моим воспитанникам будет впоследствии применять полученные знания на практике. Свой диалог с детьми я строю в виде обсуждения. Когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду я организую систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Я обращаю внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомлю их с насекомыми, птицами, устраиваю различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организовываю наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети принимают участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп организовываю дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми весь объем наблюдений я равномерно распределяю на несколько занятий. К организации наблюдения я заранее подготавливаюсь – выбираю время, место и объект наблюдения, учитываю количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Я организую различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, мои воспитанники учатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

По мере накопления объема знаний моими детьми я организую более сложный вид наблюдения, так как длительное и сравнительное наблюдение предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения мои дети определяют по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Дети группы кратковременного пребывания «Предшкольной подготовки» отражают результаты наблюдения в календаре природы, где зарисовывают сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отражают участие людей в окружающем мире.

Мои наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Мои наблюдения носят познавательный характер, заставляют детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. В каждое следующее наблюдение я даю новые знания, взаимосвязанные с предыдущим знаниями и расширяю уже имеющиеся знания.

Мои наблюдения способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду я провожу систематически. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей я провожу предварительную работу в форме рассказа или читаю что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Превращаю наблюдение в игру, тогда дети испытывают от этого удовольствие, я совмещаю для детей полезное с приятным.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Зимняя прогулка»Фотоотчёт «Зимняя прогулка» Снег ложится на дома, Речка льдом покрылась. Это зимушка-зима В гости к нам явилась. Как нам зиму не любить: Выйдем на прогулку, Бабу.

Прогулка-поход с детьми старшей группы в парк «Дружбы»Прогулка-поход с детьми старшей группы в парк «Дружбы» Цель: наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы В настоящее время министерство здравоохранения и образования обеспокоены.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром детей групп кратковременного пребывания
Опубликовано: 13 марта 2014 в 12:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ. Фотоотчет.
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...