«Названия улиц нашего села». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Гульжан Мухамеджанова
«Названия улиц нашего села». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Программное содержание:

Продолжать работу по заучиванию наизусть домашних адресов, в частности с теми, кто их плохо помнит;

Закрепить знания о подвигах людей, в честь кого названа улица;

Воспитывать любовь к родному селу, желание беречь его, гордость за героев земляков; показать детям, что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Развивать умение последовательно, ясно и точно выражать свои мысли.

Предшествующая работа:

Беседы об улицах села Калбатау;

Заучивание стихов;

Составление карты микрорайона, где живут дети.

Материалы:

«Названия улиц нашего села». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Карта улиц села Калбатау; фотографии тех, в честь кого названы улицы нашего села. Мультимедийный проектор, слайды музея школы, достопримечательности, памятники участникам ВОВ.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Как называется наша Республика? Республика Казахстан.

Область? Восточно-Казахстанская область

Район? Жарминский.

Село? Калбатау

Воспитатель: Сегодня на занятии «Ознакомление с окружающим миром» мы поговорим о нашем селе Калбатау.

- А именно о чём вы узнаете, отгадав загадку.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по карте села Калбатау.

Я познакомлю вас с историей названия улиц нашего села. На этой карте нанесён схематично микрорайон нашего села.

Проспекты, улицы, переулки. У всех своя история, своя Судьба, свое название. Вот эта улица названа - именем Актамберды жырау

На этой улице находится наша школа. Кто в нашей группе живёт на этой улице? Ксюша, Настя, Ерасыл.

Воспитатель: Хотите узнать кто такой Актамберды жырау?

Актамберды-жырау Сары-улы. Жил в далёкие годы, когда казахский народ вёл кочевой образ жизни, то есть они жили в юртах и кочевали (переезжали) с одного места на другой. Постоянно на их земли нападали джунгарские войска. Батыр Актамберды жырау с двенадцати лет садился на коня, взяв в руки боевую саблю, и защищал свои земли. В семнадцать лет, участвуя во многих сражениях, своей отвагой, талантом военачальника, он завоевывает широкую известность в степи. Талантливый человек он талантлив во всём. С десяти лет он писал стихи. Его стихи пронизаны идеей дружбы, согласия, мира. Во время войны в своих стихотворениях Актамберды призывает народ к героизму, воодушевляет его на борьбу с врагом

Актамберды жырау был мудрым человеком, он призывал казахский народ к оседлой жизни, то есть постоянно жить в одном месте. Самое главное люди останавливались там, где есть вода. Чтобы добиться этого он организовывал рытье арыков и создание водоемов, прививал земледелие.

Сказание в стихах «Заветы моим детям» стало его последним произведени-ем. В нем Актамберды жырау призывает своих детей к единству и согласию.

Что завещаю, дети, вам:

Неблагодарными не быть,

И не терять друг друга,

Вам в будущем надежною порукой

Родства, единства нить.

Согласие - достаток означает,

Иначе быть посмешищем, беда.

Обобщение:

Кем был Актамберды жырау?

-Батыром, который защищал свои земли от врагов.

К чему призывал он?

-Чтобы люди не кочевали с одного места на другой.

Выставляю фотографию на улицу Актамберды жырау.

Чтобы рассказать историю названия следующей улицы, предлагаю посмотреть видео фильм о Великой Отечественной войне. (Мультимедийный проектор)

Слайд шоу. Предлагаю посетить мини-музей нашей школы. (слайд)

В военные годы жители нашего села Калбатау (Геогиевки,жарминцы стали в единый строй для защиты своей родины от фашистов. Девяти жарминцам присвоено высокое звание Героя Советского Союза: К. Искакову, И. И. Варепе, И. М. Ландышеву, Г. Д. Буднику, П. Г. Карелину, Н. Е. Луту, П. И. Теряеву, К. Шакенову, В. А. Шулятикову. Полными кавалерами орденов Славы стали Ф. Адильбаев и Н. И. Киселев.

Именами геров ВОВ были названы улицы нашего села.

(Открывается слайд с изображением памятника воину-освободителю)

Здесь вы видите памятник воинам, которые защищали Родину от врагов во время войны.

Посмотрите. Здесь есть списки погибших воинов, которые защищали нашу Родину от фашистов. Сюда приходят люди и благодарят за подвиг.

Ариель

Никто не забыт и ничто не забыто!

Яркая надпись на глыбе гранита

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом сыпучим венки засыпает,

Но словно, огонь у подножья гвоздика

Никто не забыт и ничто не забыто!

Ксюша

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат.

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!»

София

За стану родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою

Следующая - улица названа в честь Искакова Капайя.

Кто живёт на этой улице?

Искаков Капай родился в селе Георгиевка Жарминского района Семипалатинской области. До войны работал плотником в Чарском совхозе.

Участник Великой Отечественной войны. Командир стрелкового отделения.

Тысячи солдат и офицеров отличились в этих боях. Среди них был и казахстанец Капай Искаков.

Сержант Искаков с бойцами отразил несколько контратак превосходящих сил противника. Успешно отбив на своем участке третью по счету контратаку, Искаков был ранен, но не ушел с поля боя.

Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны К. Искаков вернулся в родные края. Жил и работал в селе Георгиевка Жарминского района.

Награжден орденом Ленина и медалями.

Умер Капай Искаков после военные годы. Похоронен в с. Васильковка Жарминского района. В селе Георгиевка установлен обелиск, улица села названа именем Героя.

У памятника Капая Искакова Азильхан Нуршаихов с воодушевлением прочёл стихотворение:

О, знаменитый наш земляк,

Каким бы лютым ни был враг,

Каким бы ни был сильным,

Повсюду ждет его беда,

И будет битым он всегда,

Под эти синим небом.

Кем был Капай Искаков?

Командиром стрелкового отделения.

Героем Великой Отечественной войны.

Выставляю фотографию на улицу Капая Искакова.

Физкультурная минутка.

В Казахстане мы живём. (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом. (руки соединены домиком)

Есть работа (кулачок об кулачок)

Есть друзья (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и я! (обнимаем себя)

Следующая улица, переулок нашего села названа именем А. Нуршаихова.

Родина писателя - село Акбузау Семипалатинской области (ныне ВКО,

Паренек носил прическу “под Маяковского”, но ни у кого это не вызывало насмешек, ведь стихи он писал собственные. Работал учителем в средней школе Жарминского района. И на уроках так же пламенно читал стихи своим ученикам, стараясь зажечь в них любовь к поэзии, литературе.

Поэту суждено было стать воином. Грянула война. Юноша рвался защищать свою родину. Одновременно с Азильханом на фронт ушел его отец - Нуршаих Амангельдин.

В первый день войны Азильхан написал стихотворение “Мы победим”. Известно, что стихотворение это юноша прочел перед строем новобранцев, когда офицер призвал пополнить 8-ю гвардейскую дивизию, которая понесла потери в тяжелых боях. После слов комиссара все застыли в нерешительности, тогда Нуршаихов попросил разрешения прочесть свое стихотворение: “Мы победим, ибо наше дело правое. Все человечество за нас”.

День победы для Азильхана, как и для многих граждан державы, был со слезами на глазах. Отец его погиб, освобождая Украину, мать умерла, не дождавшись ни сына, ни мужа.

В этом году 15 декабря А. Нуршаихову исполнилось бы 90 лет.

24 января 2011 года, Азильхан Нуршаихов принял факел Азиады в Усть-Каменогорске, был одним из факелоносцев первого этапа эстафеты, а потом зажег чашу огня на сцене, где состоялся праздничный концерт в честь начала Азиатских игр в Казахстане.

Славному факелоносцу было 88 лет, когда огонь его жизни угас.

Кем был Азильхан Нуршаихов?

Он был писателем. На кого он хотел быть похожим в детстве?

На Маяковского.

Как называется наша школа?

Школа имени Маяковского.

Во время войны стихи Азильхана Нуршаихова давали поддержку духа. Выставляю фотографию на улицу Азильхана Нуршаихова.

Обобщение: Сегодня я познакомила вас с историей названия нескольких улиц нашего села Калбатау. Назовите названия этих улиц? Теперь вы знаете историю названия этих улиц.

Игра «Почтальон» (стук в дверь) входит почтальон и приносит посылку, чтобы получить посылку нужно назвать точный адрес. Дети называют свои адреса и получают посылку. (сладости)

Катя

В морозном инее нахохлились дома

Висит над селом седая в снеге мгла.

Ну как же Калбатау мне не любить?

Здесь я родился, и здесь я буду жить!

Ерасыл:

Расти, цвети, любимое село,

С годами краше становись,

Ты, Калбатау мне очень дорог

В тебе судьба и наша жизнь!

Итог занятия.

Публикации по теме:

Мы любим тебя, Архангельск! В современных условиях становится особенно актуальным обращение к опыту и наследию северных семейных традиций, истории знаменитых людей.

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Библиотека изображений:
  • Пазлы
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
«Названия улиц нашего села». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 17 января 2014 в 10:39
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Коллективная аппликация на летнюю тему в старшей группе»
Здравствуйте, коллеги! В своей работе я часто использую коллективные работы детей для оформления помещения к различным праздникам и событиям. Наши...
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей...
Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание эмоциональной...
Проектируемые результаты и инновационные продукты проекта «АСС». Практическая...
Проектируемые результаты и инновационные продукты В настоящее время семья, воспитывающая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, как сложная структурная единица...
Фотоотчет художественного творчества «Июнь — румянец года»
Фото отчет художественного творчества «Июнь – румянец года». Цель: развивать фантазию, творчество, закрепить навыки продуктивной деятельности....
Проект «Нам морозы нипочем, с собой варежки возьмем»
Паспорт педагогического проекта «Нам морозы нипочем варежки с собой возьмем» Автор: Сейтали Э. Р Нам морозы нипочем, варежки с собой возьмем Вид...