Лучший педагог года

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа

Валерия Лаутен
Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа

Программное содержание:

1) Образовательная задача.

- продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами изготовления

- учить видеть особенности узоров, основные мотивы геометрического орнамента, сочетания цветов; их яркость

2) Техническая задача.

- учить передавать в рисунке основные мотивы орнаментов филимоновской игрушки

Публикация «Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка, Старшая группа» размещена в разделах

3) Воспитательные задачи.

- прививать интерес к предметам ДПИ

- воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества

4) Развивающие задачи.

- обогащать сенсорный опыт, развивать органы восприятия

- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, выделение характерных признаков

Предварительная работа.

Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками.

Ход.

Ребята, посмотрите внимательно на изображения. Кто знает что это? Правильно, это дымковская и филимоновская игрушки.

А теперь внимательно посмотрите на элементы росписи. Как вы думаете какими элементами расписывают дымковскую игрушку, а какими филимоновскую?

А вы знаете, как возникли эти игрушки?

Я вам расскажу как возникла дымковская игрушка.

С высокого берега Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, вся слобода – будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получит этот весенний праздник свое название - «Свистунья».

Приходит новая зима и в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат своих внучек, а внучки – своих внучек.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведерки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Потом поставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенном на молоке, и начинают расписывать. Появляются из под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро, весело, как в хороводе. Но на этом работа не закончена. Еще нужно «сажать» золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоноскам на их шляпы, петухам на гребешки… вот теперь игрушки засветились и стали еще раньше.

Кристина, расскажи, как мастерицы делают дымковскую игрушку (помогаю, задавая наводящие вопросы?

Как получилась дымковская игрушка мы с вами узнали. А как же появилась филимоновская игрушка?

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Делают филимоновские игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, руках послушная и цветная белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Игрушки эти забавные, высокие, веселые, вытянутые, будто всегда чему-то удивляются. И все они – не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей, у курочек – в хвостики или в ножки-подставки. И во все игрушки можно заливисто посвистеть.

Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех не оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми как камень.

После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а еще елочками, пятнышками, простыми ягодками, цветками, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые.

Вот такие веселые игрушки издавна и по сей день мастерят филимоновские мастера и мастерицы.

Андрей, расскажи, как делают филимоновскую игрушку? (помогаю наводящими вопросами)

Ребята, а теперь посмотрите на свои столы. На них у вас лежат листы с изображением филимоновской игрушки. Ваша задача – расписать эти игрушки. Внимательно посмотрите на узоры, которые висят на доске.

Итак, приступаем к работе. Саша, какие краски нам понадобятся?

Посмотрите, как Настя аккуратно расписывает свою игрушку.

Ваша игрушка должна быть похожа на филимоновскую.

Все расписали? Оставьте свои рисунки на столах, чтобы они высохли. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

Ну вот ваши игрушки и высохли. Теперь я их развешу на доске и мы все ими полюбуемся.

Настя, чья игрушка тебе нравится? Почему? Антон, как ты думаешь, какая игрушка больше всего похожа на филимоновскую? Почему?

Публикации по теме:

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Дымковская игрушка (фотоотчет)Дымковская игрушка (фотоотчет) В рамках проекта недеи - народная культура и традиции в подготовительной группе было продолженно знакомство с росписью дымковской игрушки.

Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки»Конспект занятия по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Дымковская и филимоновская игрушки» Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия «Народная игрушка» (старшая группа) Конспект занятия для детей старшей группы «Народная игрушка» Цели: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Формировать.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Занятие-беседа «Ознакомление дошкольников с символикой Кубани» (старшая группа) Ознакомление дошкольников с символикой Кубани (старшая группа) Цель: закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани,.

Проект «Дымковская игрушка» Проект "Дымковская игрушка". Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса.

Занятие по развитию речи «Игрушка «Корова» (показ, действия с предметами) Цели: 1) Познакомить с игрушкой «коровой». Учить выполнять по просьбе взрослого игровые действия. 2) Развивать.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» (средняя группа) Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа) Цель: Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, про-водя работу по «вживанию» в образ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа
Опубликовано: 4 марта 2016 в 21:15
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД