Пальчиковые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Любовь Горшкова
Пальчиковые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры для детей своими руками - тематический раздел на проекте.


Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми является возможная коррекция недостатков речи ребенка, начиная с дошкольного возраста. Так, по словам М. Ф. Фомичевой «чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие».

Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к дальнейшей неуспеваемости.

Ученые Н. И. Новиков, В. М. Бехтерев, Д. Селли и др., изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот предлагают для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи разнообразные игры и упражнения.

Учитывая актуальность данной проблемы, мной соответственно выбрана тема исследования.

Объект исследования: процесс коррекции ОНР у старших дошкольников.

Предмет исследования: использование пальчиковых игр как средство повышения эффективности логопедической работы.

Цель исследования: изучить особенности пальчиковых игр одного из средств логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.

2. Выявить уровень развития

3. Разработать систему игр по развитию мелкой моторики рук.

Гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой моторики находится на боле низком уровне, чем у детей, у которых речь в норме.

База исследования: МДОУ «Детский сад №33» г. Троицка

Методологические основы исследования:

- научные исследования ОНР в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. ;

- исследования о взаимосвязи речи и моторики в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Н. А. Берштейна и др. ;

- исследования о роли игры в развитии речи в трудах Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обследование.

В теоретической части дается краткий анализ исследуемой проблемы.

В параграфе 1.1 раскрывается понятие ОНР. В исследованиях Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой и др. отмечается, что общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте

В параграфе 1.2 раскрывается взаимосвязь речи и моторики. Исследования Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии, Л. В. Антакова-Фоминой, М. М. Кольцовой и др. показывают, что развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, определяемый поэтапным созреванием центральной нервной системы, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни. Взаимосвяз речи и моторики определяется последовательностью в развитии двигательных функций и сменой качественно различных этапов функционирования двигательного механизма головного мозга.

В параграфе 1.3 раскрываются особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР. В исследованиях Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, М. Кольцовой и др. указывается, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия общего недоразвития речи, в выделении особенностей развития мелкой моторики у детей с ОНР и использовании игры как средства повышения эффективности логопедической работы при ОНР.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад №33» г. Троицка. В эксперименте приняло участие 5 детей шестого года жизни.

В параграфе 2.1 определены цель, задачи и методики исследования проблемы.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

2. Дать характеристику обследованных детей.

3. Сравнить состояние ручной моторики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием (анализ экспериментальных данных)

4. Коррекция нарушений моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В обследовании были использованы пробы Заззо, Озерецкого.

Результаты исследования даны на стр. 33 – 40.

Обследование показало, что у детей нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок.

В параграфе 2.2 представлен цикл пальчиковых игр, который используется в коррекционной работе с детьми с ОНР. Цель цикла: использовать пальчиковые игры в развитии мелкой моторики детей.

Работа предполагает решение следующих задач:

1. Развитие мелкой моторики как основы овладения графическими навыками.

2. Развивать координацию глаза и руки.

Работа направлена на развитие движений руки детей 6-го года жизни.

Работа рассчитана на учебный год, регулярность проведения пальчиковых игр ежедневно, продолжительность 3 – 5 минут.

Ожидаемый результат: у детей будут сформированы умения выполнения мелких действий руки.

Составлен тематический план игр на первое полугодие. Система игр составлена на основе методических материалов: Е. Карельской, Е. Рогожиной, С. Прищепа, Н. Попковой, Т. Коняхиной.

В параграфе 2.3 даны методические рекомендации родителям по развитию мелких движений пальцев. Предлагаемые рекомендации направлены на методику проведения упражнений и игр, которые влияют на развитие сенсомоторной координации, способствуют формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Эти упражнения и игры хорошо развивают мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи.

Цель, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Практическая значимость заключается в разработке цикла пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми с ОНР и методических рекомендаций родителям по развитию мелких движений пальцев.

Публикации по теме:

Дидактические и другие игры в блогах коллег — 2 В блоге Татьяны Вячеславовны Кузьминой Игры с мелками на асфальте ***В.

Дидактические игры в блоге Светланы ЛогиновойДидактические игры в блоге Светланы Логиновой В блоге "Учимся, играя" Светланы Логиновой вы найдете дидактические игры, которые можно изготовить своими руками для занятий с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Зима
Автор публикации:
Пальчиковые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 18:58
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет!
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет! Традиционно, к самому долгожданному и любимому всеми детьми и взрослыми празднику, мы...
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни».
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из...