Лучший педагог года

Памятка для родителей детей с ОВЗ

Олеся Ананьева
Памятка для родителей детей с ОВЗ

1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам

дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации,

участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и

следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим реб нком.

Помните, что все ваши страхи и «т мные» мысли реб нок чувствует на

интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего реб нка постарайтесь

найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в

настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг

Публикация «Памятка для родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах

другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный

период может помочь педагог- психолог, педагоги или те родители, у которых

реб нок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нел гкий период.

Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в

обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и

детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы

поведения.

2. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в

теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры,

возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя,

ведь информация забывается, мы уста м, мы привыкаем к текущему положению

вещей, попросту – расслабляемся, переста м поддерживать связь со

специалистами, ежедневно играть и заниматься с реб нком. А ведь чтобы

поддержать реб нка и помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные -

условие необходимое.

3. Соблюдайте все рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого

развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно

тренировать реб нка в выполнении артикуляционной гимнастики и других

заданий учителя-логопеда.

4. Общайтесь с реб нком. Самооценка реб нка во многом зависит от оценки

окружающих его людей. Важно, чтобы реб нок верил в свои силы, испытывал

состояние комфорта, защищ нности, позитивного мировосприятия и интереса.

Для этого очень большое значение имеет общение. Интересуйтесь событиями

жизни реб нка, его мнением. Например, задайте своему реб нку вопросы о том,

что он нового узнал сегодня в саду.

Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.

Помните, чтобы реб нок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях,

его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не

научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том

или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре

(приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на

работу, разговор с чужим человеком на улице и т. п., а потом и в реальной

ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте

реб нка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для

общения ребенка со сверстниками, друзьями, т. к. никакие средства массовой

информации не заменят живого общения. Чем раньше реб нок начнет общаться с

другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в

будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в

общении с детьми, между собой и с другими людьми. Реб нку с первых месяцев

жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на реб нка как на маленького,

беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю

жизнь в семье реб нку, не делайте за него вс, включая и то, что без особого труда

смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых

видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля

развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство

ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его

необходимо организовывать не "над", а "рядом". Реб нок в 4-5 лет может и

должен самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф,

убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть

пыль и протереть полы. Реб нок – ваш главный помощник. Приучайте его

выполнять домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за

чистотой, развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т. д., поскольку

это стимулирует развитие и приспособительную активность, делает реб нка

самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте реб нку разумную

самостоятельность в действиях и принятии доступных ему решений.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не

жалейте реб нка из-за того, что он не такой, как все. Дарите реб нку свою любовь

и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны.

Помогайте реб нку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и

терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит реб нку

ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что

хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и

почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для

детей с ЗПР это важное условие.

Интересуйтесь мнением реб нка, внимательно выслушайте его, прежде чем

критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в

чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения реб нка и согласиться с

ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в реб нке чувство

самоуважения.

6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у реб нка

ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие

мыслительных процессов, поэтому материал, изученный в детском саду,

необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и отрабатывать

использование знаний и умений в разных условиях. Для этого специалисты дают

вам домашние задания на повторение изученной темы.

Первоначально задания выполняются реб нком с активной помощью родителя,

постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать реб нка

к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как

нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный

характер.

Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с реб нком по

заданию учителя-дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть

закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует реб нка без

лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны носить

занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь,

что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога.

Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые

рекомендует учитель – дефектолог. И главное - занятия должны быть

регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во

время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий

требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия

отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать

утомления и пресыщения. Игры и занятия должны быть разнообразными,

чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти,

мышления. Чтобы реб нку было легче удерживать внимание, не забывайте про

«переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную

игру, сделайте несколько физических упражнений.

Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха.

Позвольте реб нку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

Будьте терпеливы с реб нком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

Отмечайте малейшие успехи, учите реб нка преодолевать трудности.

Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые

таланты и возможности реб нка. Стимулируйте его приспособительную

активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам

концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции

эмоционального состояния, отдыха.

8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью,

получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных

событиях, читайте интересную литературу (специальную и художественную).

Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и

вашим детям.

9. Отслеживайте, как идет развитие реб нка. Вспомните школьные годы и

заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении,

эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш

стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете

понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что

скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте специалистом

по своему реб нку. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу

жизнь.

10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом

(плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т. д., гуляйте, ведите активный образ

жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это

стимулирует развитие. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью,

поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и

настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее

лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю

опору на всю жизнь.

Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и

знакомыми.

Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес

посторонних к вашему реб нку в присутствии незнакомых людей и вашего

реб нка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и

отношений.

Помните, что реб нок повзрослеет и ему прид тся жить самостоятельно. Готовьте

его к будущей жизни, говорите о ней.

11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к

которым направляют специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а

индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают

специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная

несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная

в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–

неврологом необходимо: он может выявить признаки органической

поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при

помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или

возбудимость реб нка, нормализовать сон, активизировать работу клеток

головного мозга

Публикации по теме:

Буклеты по ПДД. Памятка для родителей и детейБуклеты по ПДД. Памятка для родителей и детей Самая актуальная и важная проблема, это не соблюдение правил ПДД. Взрослые всё чаще нарушают и показывают своим примером, что в этом нет.

Памятка для родителей «Детей учит то, что их окружает» Родители очень часто удивляются не очень хорошим поведением своего ребенка. Они не могут понять, от чего же это происходит? Что заставляет.

Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей»Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей» - Рассказывайте ребёнку о своих игрушках и увлечениях,показывайте ему те игры,в которые вы играли в детстве и которые были интересны вам.

Памятка для родителей «Как перевозить детей в автомобиле»Памятка для родителей «Как перевозить детей в автомобиле» Как же правильно перевозить детей в автомобиле, чтобы не создавать дискомфорт ни им, ни себе? Этот вопрос всегда интересовал родителей,.

Памятка для родителей «Любите своих детей!» Любите детей! - берегите их души От всех потрясений, от взрослых интриг. Любите детей, тишины их не руша, Они же не знают, что жизнь наша.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Понимаю» и «Принимаю» Семья, в которой растет и развивается ребенок, является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей детей с ОВЗ
Опубликовано: 9 января 2024 в 18:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД