Лучший педагог года

Паспорт кабинета педагога-психолога

Инна Линник
Паспорт кабинета педагога-психолога

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А. М. Зверева

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог

Линник Инна Викторовна

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Направления деятельности и содержание работы….3

3. Нормативно-правовая база построения…4-7

4. Документация педагога-психолога….7

5. Программы и материалы, дополняющие программы….7-8

6. Диагностический материал …. 8-11

7. Оборудование кабинета педагога-психолога …. 11-13

Публикация «Паспорт кабинета педагога-психолога» размещена в разделах

8. Методическая литература…. 13-16

1. Пояснительная записка

Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.

Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.

Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.

2. Направления деятельности и содержание работы

Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:

Психопрофилактическая работа

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

Направления работы:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

4

Психодиагностическая работа

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Направления работы:

• Диагностика адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

• Обследование детей первой, второй младшей группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

Развивающая и психокоррекционная работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы, отдельного ребенка.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической

5

комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.

Направления работы:

- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение.

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка ОВЗ.

Консультативная работа

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Направления работы:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Психологическое просвещение и образование

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

6

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Направления работы:

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов для педагогического коллектива

3. Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно- пространственной среды группы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155);

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г;

СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;

Конвенция о правах ребенка;

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду»;

Программа «От рождения до школы» под ред.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации

от 28 февраля 2014 г. № 08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10;

7

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).

4. Документация педагога-психолога :

1. Годовой перспективный план работы педагога психолога.

2. Журнал учета проведенной работы

3. График работы

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем учреждения.

5. Программы и материалы, дополняющие программы

Рабочая программа: Психологического сопровождения в адаптационный период для детей 2-4 лет «Первый раз в детский сад»;

Рабочая программа педагога-психолога на 2018 - 2019учебный год;

Индивидуальная программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 4-7 лет);

Индивидуальная программа педагога-психолога для детей с задержкой речевого развития (возрастная категория 2-3 года).

6. Диагностический материал

В дошкольном учреждении для каждой возрастной группы существует пакет диагностических методик (диагностический минимум) сбор которого и осуществляется в рамках повседневной работы в течение года.

8

№ Исследование Используемая методика

1 Психологическая адаптация к детскому саду - Анкета для родителей «Адаптация детей к поступлению в детский сад»;

- Адаптационные листы заполняются в период

- Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е. А. Стребелевой);

- Экспресс-диагностика «Готовность к дошкольному обучению.»

2 Определение готовности ребенка к школьному обучению - Анкета для родителей «Готовности ребенка к школе»;

- Диагностика психологической готовности к школе: «Способность к обучению в школе» для детей 5-7 лет» Г. Вицлака;

- «Готов ли ребенок к школе» блиц-тесты С. В. Липина, И. В. Полещук (внимание и память)

- Диагностика готовности ребенка к школе: «Общие способности ребенка»Н. Е. Вераксы).

3 Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников - Экспресс-диагностики: «Развитие познавательных процессов детей 5-6 лет» Н. Н. Ивановой А. Л. Венгера;

- Диагностика «Эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет» (Н. Д. Денисова);

4 Развитие мышления, память, внимание, воображение, зрительное восприятие - Тесты «Что должен знать ребенок 4-5 лет»;

- Тесты «Для детей 4-х 5-ти лет» Гатанова Н., Тунина Е. ;

- Использование игрового комплекта «Пертра», Антюшина В. Н.

5 Измерение творческих способностей дошкольников - Методика социометрия «Выбор в действии» Немов Р. С. ;

- Методика «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немова);

- Методика «Кому чего не достает» (Е. В. Доценко);

- Методика «Воспроизведи рисунки» (Е. В. Доценко);

- Методика определения креативности (творческое мышление) (Е. В. Доценко);

- Методика «Оценка общей одаренности» Савенков А. И ;

- Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффе;

- Методика «Палитра интересов» Савенков А. И.

6 Определение самооценки старшего дошкольного возраста - Методика В. Г. Щур «Лесенка»;

- Методика «Страхи в домике» М. А. Панфиловой.

7 Выявление неблагополучных семей - Анкета для воспитателей, родителей «Выявление эмоционально-неблагополучных детей»;

8 Оценка психологического климата в педагогическом коллективе - Анкета «Психологического климата в педагогическом коллективе» Е. И. Рогова;

- Методика «Профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон;

Оборудование кабинета педагога-психолога

Оформление и оборудование кабинета педагога-психолога обеспечивает комфортность и многофункциональность. Кабинет педагога-психолога организован в нескольких помещениях в зависимости от направлений коррекционно-развивающей работы. Перед кабинетом распложена зона ожидания для родителей.

1. В рабочем секторе размещается:

- письменный стол;

- рабочее кресло;

- шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации, методической литературы;

- канцелярских принадлежностей;

- магнитофон;

- компьютер;

- принтер-сканер-ксерокс.

2. Сектор игр и занятий игровой терапии находится непосредственно в кабинете психолога детского сада и в кабинете педагога-психолога школы. Групповые развивающие занятия с детьми проводятся в помещении группы. Индивидуальные занятия в кабинете педагога-психолога.

- детский стол и стулья;

- пуфики;

11

- шатер сказок;

- мягкий остров;

- массажные мячи разного диаметра;

- орто-коврики;

- сухой душ;

- кривое зеркало;

- песочный драйв;

- пузырьковая колонна с мягким основанием;

- установлены тактильные панели (акустическая, фиброоптическая, тактильная) в количестве 3 штуки для детей-инвалидов с нарушением зрения;

- размещен «Развивающий куб»;

- установлен аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей;

- размещен набор психолога «Пертра».

3. Сектор релаксации и снятия психоэмоционального напряжения

находится в сенсорной комнате.

Сенсорная комната в комплекте (новое оборудование)

- напольное мягкое покрытие;

- настенное мягкое покрытие;

- вибромузыкальный сухой бассейн;

- шарики для сухого бассейна

- спуск в бассейн

- софа

- кресло «Груша»

- кресло «Ананас»

- кресло - трансформер «Кубик»

- пуфик «Клубничка»

- массажное сиденье универсальное

- мягкий остров

- шатер сказок

12

- зеркальная панель

- световой водопад настольный

- нить световая

-дорожка тактильная с разным материалом и наполнением

- массажные мячи разного диаметра

- валик гимнастический

- надувные мячи разного диаметра

- ЛФК оборудование (модульный набор для детей ДЦП, оздоровительно-коррекционные массажные мячи, массажные коврики ОРТО разной фактуры)

- сенсорный мяч

- строительный набор «Мягкие кубики»

- аудио комплекс для проигрывания кассет и компакт –дисков

- набор СД-дисков

- занавеси светопоглощающие

13

Методическая литература:

- Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Рабочая программа педагога-психолога ДОО / Ю. А. Афонькина. – Изд. 2-е перераб. -Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.

Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А. В. Можейко. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).

Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (11).

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М. : Мозаика - Синтез, 2012.-144 с.

Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М. : Мозаика - Синтез, 2014.-144 с.

Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 144 с.

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 96 с.

Учим малышей общаться: Игры с детьми раннего возраста / Ирина Орлова. - М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. - (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 36).

Диагностика психологического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: Методическое пособие / Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова,

14

С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 176 с.

Брайн Шелби «Тесты для детей»

Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольников. Тесты для детей 4-х, 5 лет. – СПб. : Издательский дом «Нева», 2004. – 32 с.

Использование игрового комплекта «Пертра»

Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет. Пособие для педагогов и психологов. М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.

Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 160 с.

Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. В помощь психологу ДОУ. ФГТ. Издательство Учитель, 2013 г. 122 с

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008 г.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Т. С. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

Веракса Н. Е. «Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.

Методическое пособие По психологическому развитию дошкольников 60 занятий «Готовимся к школе» Локалова Н. П., Локалова Д. П. – М. : Генезис, 2016.- 152с.

Интиликтуально – развивающие занятия со старшими

15

дошкольниками/авт. -сост. М. Р. Григорьев. -Волгоград:Учитель,2009. – 136с.

Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/СОСТ. Ю. е. Веприцкая. -Волгоград:Учитель. – 123с.

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание авт. В. С. Азбукиной, И. В. Чумаковой,Е. А. Кинаш, Е. А. Михалап первое издание 2001г.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда кабинета педагога-психологаПредметно-развивающая среда кабинета педагога-психолога абочий кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуального обследования, для консультаций родителей и педагогов, для.

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Лесная сказка» Республика Татарстан.

Конспект открытого интегрированного группового занятия педагога-психолога и социального педагога в ДОУ Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: 1. Положительно настроить детей на совместную.

Паспорт кабинета музыкального руководителя Паспорт кабинета музыкального руководителя Визитная карточка Музыкальный руководитель: Васильева Светлана Жилиновна Образование: высшее,.

Паспорт логопедического кабинета в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами Паспорт логопедического кабинета. Кабинет логопеда, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами и основными принципами.

Паспорт логопедического кабинета в детском саду Паспорт кабинета учителя-логопеда Кабинет учителя-логопеда расположен на втором этаже здания детского сада в групповом помещении.

Паспорт логопедического кабинета в МДОУПаспорт логопедического кабинета в МДОУ Цели и задачи логопедического кабинета. 1. Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение.

Паспорт музыкального кабинета и зала Паспорт музыкального кабинета и зала Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка Детский сад № 12 «Теремок».

Паспорт учебно-игрового кабинета «Лего-комната»Паспорт учебно-игрового кабинета «Лего-комната» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость.

Совместные занятия педагога-психолога и педагога по ИЗО — деятельности для группы компенсирующей направленности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо - деятельности для группы компенсирующей направленности Тема занятия «Осенний пейзаж».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт кабинета педагога-психолога
Опубликовано: 12 марта 2019 в 08:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД