Елена Попова
Паспорт педагогического проекта «Театральный мир маленьких железнодорожников»
.
Заказчики проекта : требование программы развития
Участники проекта : воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети подготовительной группы, родители.
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Состав проектной группы : 25 человек
Вид проекта : педагогический
Срок реализации: среднесрочный
Время проведения: 09.01.2018-09.02.2018
Публикация «Паспорт педагогического проекта „Театральный мир маленьких железнодорожников“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Продукт проекта : инсценировка сказки «Заюшкина Избушка», шерстяное валяние «Безопасность на ЖД»
Может быть использован в темах: «Театр», «Железная дорога», «Безопасность»
Интегрированный подход:
1. Познавательное развитие:
2. социально-коммуникативное развитие:
3. художественно-эстетическое развитие:
4. физкультурно-оздоровительное развитие:
5. речевое развитие
Проект :
«Сказку делаем мы сами…»
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей и эмоционального мира каждого ребенка посредством кукольных представлений и спектаклей,
направленных на раннею профориентацию.
Задачи:
Создать условия для формирования определенного элементарного опыта профессиональных действий и развития интереса к железной дороге, а также труду железнодорожников через театрализацию, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию;
Создать условия для развития творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; отчетливости произношения.
Создать условия для закрепления умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения); постигать художественные образы, созданные средствами театрализованной выразительности (грим, музыка, слово, хореография и др.)
Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной игре. Вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Воспитывать навыки театрализованной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
На основе театрального творчества расширять у дошкольников общую осведомленность об окружающем мире.
I Этап. Подготовительный
Введение в тему
Каждый ребёнок рождается с удивительным волшебным даром - творческим воображением. Вот только не каждый взрослый способен разбудить в ребёнке волшебника. Для этого нужно обладать особым чудесным средством, имя которому - театр, точнее «игра в театр». Основной «изюминкой» в театрализованной деятельности является чуткий, внимательный подход к каждому ребёнку, умение разглядеть индивидуальность малыша, раскрыть его одарённость и показать это всем. Благодаря этому ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. В Детском саду театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи : формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание. А так как вся жизнь детей насыщена игрой - воспитатель берёт на себя роль «Волшебника», который научит их играть, брать на себя какую- либо роль и взаимодействовать друг с другом.
Проблема
Недостаточное раскрытие творческих способностей и эмоционального мира ребенка посредством кукольных представлений и спектаклей, направленных на профориентацию.
Актуальность
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
Таким образом, мы создаем условия, раскрывающие творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей и способствующих развитию творчества на основе профориентации.
Все это актуально для детей старшего возраста, которые посещают группу «Смешарики».
Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Предполагаемые результаты:
У детей появился интерес к железной дороге и железнодорожным профессиям на основе театрализованных представлений.
Дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др., что свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Выступление перед аудиторией формирует у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.
Ребенок стремится быть активным, творческим и умеет примерять на себя различные роли.
Финал совместной деятельности – спектакли, во время которого родители наших воспитанников получают возможность увидеть чудеса, сотворенные руками детей, педагогов и родителей.
Задача:
Побудить у участников проекта познавательный интерес к театрализованной деятельности
II Этап. Подготовительный
Объявление:
Интерактивная беседа с родителями о начале проекта и его реализации
Планирование:
Этапы работы по организации и постановке спектакля с детьми:
Этап работы Содержание
Прогностическо-
подготовительный Подготовка сценария и разработка режиссерского постановочного плана.
Перспективное распределение ролей среди детей.
Планирование репетиций – от знакомства с материалом до организации зрительского показа.
Планирование декорационно-костюмного оформления спектакля.
Планирование музыкально-шумового оформления спектакля.
Планирование и согласование сроков репетиций и показа спектакля зрителям.
Репетиционный Ознакомление детей с текстом сценария, беседа о замысле постановки.
Этюдно-игровое знакомство с текстом и распределение ролей.
Последовательные репетиции по отрывкам – событиям.
Разучивание текстов роли в ходе репетиций.
Последовательная организация репетиций на основе знания текста роли детьми.
Организационный Подготовка декораций.
Подготовка костюмов.
Запись фонограммы.
Подготовка бутафории и реквизита.
Организация
Показа спектакля Анонсирование спектакля (афиша, программа).
Назначение даты показа, приглашение зрителей, организация пространства для показа.
Организация участников спектакля на момент показа.
Показ спектакля зрителям, управление этим процессом.
Рефлексивно-
итоговый Обсуждение спектакля с детьми – участниками и зрителями.
Поощрение, поддержка детей за творческую активность.
Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром Беседа «Для чего нужны железнодорожные вокзалы» Программные задачи: Развивать внимание, сообразительность, умение объяснять свой ответ; расширять словарный запас детей по дорожной лексике
Беседа «Что я знаю о театре», «Актёры», «Сцена»
Беседы о труде железнодорожников и о правилах поведения на железной дороге
Интерактивная Беседа «Где работают родители»
Цель: Продолжать знакомство с железной дорогой и профессиями работников железнодорожного транспорта – локомотивная бригада (машинист, помощник машиниста); проводник вагонов, дежурная по станции, по переезду, путеец.
-Интерактивная беседа «Железная дорога детям не игрушка».
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения около железнодорожного полотна, в вагоне поезда.
Рассматривание иллюстраций железнодорожного транспорта; Рассматривание карты России;
Просмотр познавательных мультфильмов выполненных в разной технике мультипликаций (рисованные, пластилиновые, кукольные и тд) и просмотр театральных представлений
Тематическая беседа с детьми «Этот волшебный мир театра» (привлечение внимания детей к тематическому уголку с различными видами театра).
Беседа «Как вести себя в театре»
Социально-коммуникативное развитие.
С/р игра «Поезд», С/ р игры: «Электричка», «Вокзал»;
Д/ и «Кому что нужно для работы»
Конструирование «Мост через железную дорогу»
Театрализованная игра по произведению С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Цель: Закреплять умение детей развивать и дополнять сюжет, обыгрывать его;
Речевое развитие.
Чтение-инсценировки по сказкам: «Паровозик из Ромашково», «Багаж». Цель: Развивать инициативу, умение самостоятельно распределять роли, договариваться, использовать атрибуты и костюмы.
«Расскажи Сказку» Придумывание историй и составление сказок– перевертышей на железнодорожную тему на основе русских народных сказок «Три поросенка», «Колобок», «Теремок» и др. Цель: Развивать связную речь, мышление, воображение, умение правильно строить предложения, расширять активный словарь детей.
Чтение произведений: С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Багаж»; «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова; «Сказка о непослушном вагоне».
Заучивание стихотворений о профессиях железнодорожников;
Разучивание текстов роли в ходе репетиций.
Рассказ о современной железной дороге. Программные задачи: Закрепить знания о работе и устройстве современной железной дороги, о технике, которая облегчает труд железнодорожников
Развитие речи Тема Рассказывание «Безопасность на железной дороге»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников на основе
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Петрушка» Цель: Совершенствовать умение детей в создании яркого художественного образа Петрушки. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по образцу, создать детям радостное настроение от результата совместного творчества.
по лепке «Вот поезд наш едет»
Лепка «Веселый поезд»
Цели: Закрепить умения детей изображать транспорт, передавать характерные особенности поезда (буфер, железная дорога)
закреплять виды транспорта, умение вылепливать колеса дополнять изображение характерными деталями (железная дорога, буфер);
закрепить слова «машинист», «пассажир», «железная дорога».
Аппликации из пластилина «По страницам любимых сказок»
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с видом аппликации- аппликация из пластилина;
2. побуждать детей добиваться чёткого и аккуратного изображения;
3. развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук.
Рисование «Открытка моей любимой сказки»
Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина Избушка»
Физическое развитие
Подвижная музыкальная игра «Путешествие»
пальчиковая гимнастика «Пассажиры», «Сказки»
Мимическая гимнастика «Примерь маску…»
Гимнастика для глаз «Посмотрите на меня…», «Изобрази»
П/И «Сапсан»
Работа с родителями
1. Привлечь родителей к участию и оформлению театрального уголка, помощь в изготовлении персонажей.
2. Подготовка консультаций для родителей «Театр дома»
3. Участие в фотовыставках «Посещение театра», «Я-актер»
4. Участие в конкурсе «Живая кукла»
Презентация проекта
Дети показывают инсценировку сказки «Заюшкина Избушка»
Понятийныйсловарь
Существительные Глаголы
Театр
Спектакль
Инсценировка
Актер
Сцена
Режиссёр
Гримёр
Осветитель
Кассир
Буфер
Сцепка Включаться (в роль)
Изобразить
Распределить
Договариваться
Мчится
Объявление для детей и родителей об окончании проекта.
III Этап. Заключительный
Оформление паспорта проекта.
Создание мультимедийной презентации.
Подготовка выступления.
Планы на дальнейшую деятельность
Сформирована система знаний о театре, как увлекательном искусстве.
Стали более совершенными детские исполнительские умения, развито чувство партнерства.
Изготовлены и подобраны атрибуты для театрализованных игр и спектаклей.
Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей.
Родители приняли активное участие в проекте.
Деятельность такого вида детям понравилась, были заинтересованы и активны. Предполагаемых результатов добились. Проект послужит началом другого большого проекта по театрализованной деятельности.
Литература
Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду:игры, упражнения, сценарии»//Сфера, Москва-2006
Иванова Г. П. «Театр настроений»//Скрипторий -2003,Москва-2006
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций»//Академия развития, Яросавль-2001
Яковлева Н. Ф. «Проектная деятельность в образовательных учреждениях», учебное пособие//Флинта, Москва-2014